Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Философия и наука

     

       История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и  тем не менее существуют следующие этапы их  взаимоотношений:

-       Синкретическое,  т.е. неразличимое, единство науки и  философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

-       Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

-       Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия  может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

     Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

       Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)     Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)     Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3)     Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)     Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)     Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается  культурная функция  ф-ии.

6)     Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

 

Философия (Ф)  и наука.

Общепризнанным является генетическое единство Ф и Н.

Ф – мать всех наук.

      В процессе становления происходило очищение Ф от нефилософских проблем. Тем не менее этот процесс не завершен. Логика, этика, эстетика претендуя на самостоятельность, как науки, являются частью Ф. Те рано говорить о Ф как не науке, т.к. Ф имеет свой предмет изучения, как-то мир, его законы. Объект же изучения конкретно любой науки значительно уже рассматривает конкретную реальность (физика, химия, математика …)

      С появлением диалектического материализма Ф превращается в науку (Демокрит об атомах, движении частиц) Бертран Рассел не считает Ф наукой. Это высказывание имеет место и в наши дни.

Отличия Ф и Н

-       имеет личностный характер, те взаимоотношение человека с миром. В Н этот вопрос не стоит.

-       Ф имеет связь с культурой народа, с типом общества (Ф Запада, Востока). Н нет культурных и национальных различий

-       Ф в отличие от Н стремится узнать предпосылки любого знания.

-       Цель науки – в описании, объяснении, предсказании явлений на основе открываемых ею законов. Ф основывается на формировании новых норм, идеалов, ценностей

-       В Н есть прогресс, в Ф – нет (идеи 19 в не отличаются от идей 20 в). В этом плане Ф ближе к искусству

-       В Ф нельзя конкретно ответить на вопрос

-       Н опирается на факты, экспериментальную проверку, Ф уводит нас в мир чувственных восприятий, абстракций (добро, справедливость, зло)

-       Различие Ф и Н в понятийном аппарате. Язык Н – четкая фиксация объема и содержания понятий, Ф создает свой язык категорий и понятий (возможность и действительность, причина и следствие

-       Конкретные научные дисциплины обладают большей автономией по отношению к общественному сознанию, Ф опирается на все формы общественного сознания

Сказанное доказывает, что Ф является специальной частной наукой, обладающей эмпирическим опытом. Научность философии подтверждается:

-       стремлением к познанию объективных законов

-       системностью

-       объективностью (переход количества в качество) 

Философское знание становится частью общественного сознания (пр: всем известно, что мир изменчив)

Взаимовлияние Ф и Н:

      Н открытия влияют на изменение, развитие философской картины мира (пр: теория относительности Эйнштейна), и, напротив, Ф выступает мировоззренческой основой Н деятельности (пр: антропология базируется на идее, что человек результат эволюции).

 

 

 

Философия и наука. Является ли философия наукой?

      Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

      Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это постоянно развивающийся, наполняющийся более глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонау-ке/. Безосновательно лишать философию статуса науки на том основа-нии, что она в своем историческом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами, сообществами/.

 

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика