Философия и наука. (Ф и Н) Взаимодействия философского и чисто-научного знания. Отношение философии и науки в историческом аспекте.
Эти отношения исторически менялись. Сегодня Ф и Н содержат взаимод . . . решая общие проблемы, осуществляя обмен идеями.
А сама Ф. является ли наукой?
Обнаруживаем:
1. Признает истину своей главной ценностью.
2. Есть свой объект свои методы познания.
3. Строгий язык.
4. В институциональном Ф. сходна с Н.( )
Ф. не похожа на Н.:
1. Принципиально плюралистична в ней уживаются диаметральные точки зрения на одну и туже проблему.
2. Идеи, знания не сопоставимы с опытом.
3. Задает вопросы выходящие за пределы опыта.
4. редко излагает свое знание.
5. Форма законов.
6. Включает в себя ценностные суждения. Ф. лишь от части наука.
Основные этапы:
1. Античность – почти полное отсутствие науки (Пифагор, Эвклид). Философия – единственный характер, где на ряду с мифологическими, культурологические и т.д. идеями ставились проблемы научного плана. П-р: о происхождении жизни
Такое положение когда Ф. заменяет Н. – Натур философия
Заслуги античной Ф. перед научным знанием:
1. Сформулировала проблему значимые для науки.
2. Различили доксу и эпистему.
3. Очевидность – как критерий объективного знания.
4. Логику создали как основной инструмент правильного мышления.
5. Определили основные ценности: истина, достоверность, доказательность, причинность, сущность.
2. Средние века.
1. В рамках средневековья была разработана логика, и воспитана привычка к точным знаниям. Схоластическая концепция мира обнаружила свою несостоятельность (ложность)
2. Ограничивает поле научного опыта.
3. Новое время. В новое время характерно сотрудничество обмен идеями, наука повлияла на облик философии. Сложился стереотип сводить все многообразие мира к механическим процессам. Ф. тоже пытается объяснить сложные явления сводя их к более простым – базовым.
П-р: А.Конт: Ф. – это переходный этап от религиозной картины мира к науке.
Философия и наука не разделимы, в смысле их общего источника и та и другая является порождения общего любопытства человечества. Различие между ними не сущностное а количественное. Ф. – критична, Н. – более догматична, этот догматизм вреден не меньше чем для теологии. Научное знание фрагментарно. Универсальность знаниям придает философия. Только с точки зрения философии можно познать мир как целостность – универсум. Философия заполняет разрывы между различными сферами деятельности.
Философские категории в структуре научного знания. Под категориями понимается предельно широкие абстракции отражающие устойчивые типы отношения между явлениями и действительность.
1. Сущность и явления.
Явление – вне специфической речи, употребляют как синоним словам: вещь, объект, процесс, феномен – нечто, что мы видим.
Сущность - первичные, значимые определяющие качества. Не сводится к сумме свойств она многопорядкова.
2. Единичное и общее. Впервые вопрос о соотношении единичного и общего поставил Сократ, открыв понятийную форму познания. Обострение полемики произошло в средневековой схоластики – спор об универсалиях (общие понятия).
3 основных позиции:
1. Реализм – идеалистическая концепция восходящая к Платону: общее существует реально, как духовный план мира, его явлений.
2. Номинализм – (имя): общее есть лишь имя которым мы, люди, обозначаем внешне сходные объекты.
3. Концептуализм – общее есть концепт, то есть понятие отражающее реальность.
|