История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
- Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
- Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
- Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
Философия (Ф) и наука.
Общепризнанным является генетическое единство Ф и Н.
Ф – мать всех наук.
В процессе становления происходило очищение Ф от нефилософских проблем. Тем не менее этот процесс не завершен. Логика, этика, эстетика претендуя на самостоятельность, как науки, являются частью Ф. Те рано говорить о Ф как не науке, т.к. Ф имеет свой предмет изучения, как-то мир, его законы. Объект же изучения конкретно любой науки значительно уже рассматривает конкретную реальность (физика, химия, математика …)
С появлением диалектического материализма Ф превращается в науку (Демокрит об атомах, движении частиц) Бертран Рассел не считает Ф наукой. Это высказывание имеет место и в наши дни.
Отличия Ф и Н
- имеет личностный характер, те взаимоотношение человека с миром. В Н этот вопрос не стоит.
- Ф имеет связь с культурой народа, с типом общества (Ф Запада, Востока). Н нет культурных и национальных различий
- Ф в отличие от Н стремится узнать предпосылки любого знания.
- Цель науки – в описании, объяснении, предсказании явлений на основе открываемых ею законов. Ф основывается на формировании новых норм, идеалов, ценностей
- В Н есть прогресс, в Ф – нет (идеи 19 в не отличаются от идей 20 в). В этом плане Ф ближе к искусству
- В Ф нельзя конкретно ответить на вопрос
- Н опирается на факты, экспериментальную проверку, Ф уводит нас в мир чувственных восприятий, абстракций (добро, справедливость, зло)
- Различие Ф и Н в понятийном аппарате. Язык Н – четкая фиксация объема и содержания понятий, Ф создает свой язык категорий и понятий (возможность и действительность, причина и следствие
- Конкретные научные дисциплины обладают большей автономией по отношению к общественному сознанию, Ф опирается на все формы общественного сознания
Сказанное доказывает, что Ф является специальной частной наукой, обладающей эмпирическим опытом. Научность философии подтверждается:
- стремлением к познанию объективных законов
- системностью
- объективностью (переход количества в качество)
Философское знание становится частью общественного сознания (пр: всем известно, что мир изменчив)
Взаимовлияние Ф и Н:
Н открытия влияют на изменение, развитие философской картины мира (пр: теория относительности Эйнштейна), и, напротив, Ф выступает мировоззренческой основой Н деятельности (пр: антропология базируется на идее, что человек результат эволюции).
Философия и наука. Является ли философия наукой?
Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.
Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это постоянно развивающийся, наполняющийся более глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонау-ке/. Безосновательно лишать философию статуса науки на том основа-нии, что она в своем историческом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами, сообществами/.
|