Аристотель, Aristoteles, из Стагиры, 384-322 гг. до н. э., греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет (367-347) был учеником и соратником Платона, а после его смерти, уязвленный выбором Спевсиппа руководителем Академии, оставил Афины и преподавал в Ассе в Троаде, а затем в Митилене на Лесбосе. В 342 г. Филипп II, царь Македонии, доверил ему воспитание своего тринадцатилетнего сына Александра.
В Македонии А. пребывал 7 лет. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал собственную философскую школу, знаменитый Ликей (Lykeion), где преподавал 12 лет. В Ликее была крытая галерея для прогулок (peripatos), поэтому школу назвали Перипатом, а ее адептов перипатетиками. Это было образцовое научное учреждение, снабженное богатой библиотекой и ценными собраниями, привлекавшее выдающихся ученых, специалистов в различных областях. Исследованиями руководил А., а их результаты обрабатывал синтетически, создавая систему, охватывавшую все знание о мире того времени.
В 323 г., после смерти Александра, своего покровителя, А. оставил Афины в страхе перед преследованиями и вскоре умер в Халкиде Эвбейской. - Под именем А. сохранились немногочисленные фрагменты произведений литературного характера, написанных большей частью в форме диалога, а также обширное собрание философских трактатов, предназначенных для изучения в школе, так называемый Corpus Aristotelicum. В Риме эти тексты упорядочил, снабдил каталогом и издал известный перипатетик Андроник Родосский.
Согласно традиции, сочинения А. делятся обычно на семь групп: 1) логические сочинения, которые позднейшие перипатетики назвали Органон (Organon - инструменты), ибо логику отделил от философии еще сам А. и признал необходимым инструментом и основой всякой науки;
2) сочинения из области физики, то есть науки о природе (от греческого слова physis - природа);
3) биологические сочинения;
4) сочинения из области психологии;
5) произведения, касающиеся так называемой первичной философии, помещенные Андроником после книг о физике и названные поэтому Ta meta physika (пост-физические сочинения, метафизика);
6) так называемые практические сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права;
7) сочинения из области риторики и поэтики.
В сохранившихся произведениях А. мы находим многочисленные повторы и несоответствия, следы поправок и комментарии, следовательно, можно предположить, что они представляют собой собрание лекций и черновых набросков А., дополненных заметками его учеников и слушателей. И если сегодня во многих случаях уже трудно распознать, что написал сам А., то целое несет отпечаток его гения, уважение внушают широта знаний и глубина его философской интуиции.
А. не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология.
Логические сочинения А. включают ? трактатов: Категории, О выражении мыслей, Первые аналитики, Вторые аналитики, Topika, О софистических обманах. В Категориях (Kategoriai) А. излагает свою доктрину об основах бытия, определяющих любой предмет. Он различает 10 категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, сфера воздействия, назначение и постижение. Центральным понятием является категория субстанции.
Субстанция - это просто индивидуальный конкретный предмет, отдельный человек, конь или дерево. Категории 2-10 обозначают лишь атрибуты данной субстанции, определяют ее точнее, представляют то, что можно сказать о субстанции. Первая категория касается предмета высказывания, девять остальных - различных заключений о нем. Помимо первичной индивидуальной субстанции
А. выделял субстанцию вторичную, родовую. Подлинным предметом познания является не первичная субстанция (например, Каллиас), но вечная и неизменная вторичная (например, человек). А. называет ее понятийной субстанцией и отождествляет с сущностью. Она тем не менее проявляется в самих вещах (universalia in rebus), а не вне их, ибо невозможно отделить предмет от его сущности, как это делал Платон, противопоставляя идеи - вещам, мир идей - предметному миру.
Первая субстанция непрерывно изменяется от рождения до смерти, но сохраняет при этом свою индивидуальность, тождественность себе самой, развиваясь в рамках своего рода и вида. Основой человеческого знания являются чувственное восприятие: наблюдение, эксперимент и познание фактов, но сверх этого оно требует проникновения в причины. В поисках ответа на вопрос: почему? - почему вещи изменяются, где заключена сила, позволяющая материи переходить из одного состояния в другое и творить различные предметы - А. приходит к своей доктрине о материи и форме. Каждая первичная субстанция есть синтез двух неразделимых составляющих: материи (hyle) и формы (eidos), например, статуя складывается из мрамора и образа. Если мы мысленно отделим одно от другого, то материя будет движущей силой действия, в форма - его целью. Форма изменяет материю в строго определенном направлении - в направлении максимального развития родовых черт. Эти черты разум обобщает в понятия, которые мы различаем путем дефиниции, "per genus proximum et differentiam specyficam" - через родовую принадлежность и характерные отличия (например, человек есть существо, обладающее даром речи и разумом). В материи заключена сила, потенциальная возможность (гр. dynamis, лат. potentia) реализуется благодаря форме (в яйце заключена потенциальная курица, в желуде - дуб и т.д.).
Противоположностью "возможности" является "действительность" (energeia). Переход от возможности к действительности называется движением. Через движение, в понимании А., проявляется воздействие силы, он различал 4 разновидности этого воздействия, то есть 4 рода движения: перемещение в пространстве (прямое и вращательное), движение, производящее качественные изменения; движение, производящее количественные изменения: увеличение и уменьшение, а также движение, вызывающее возникновение или разрушение первичных субстанций. Источником движения является низшая форма, при этом высшая форма есть цель этого движения. Чувственно воспринимаемый мир является миром материи, формы и движения. Наряду с ним существует, однако, чистая форма и чистое действие, без какой-либо примеси материи и возможности; это аристотелевский Бог-Разум (Нус), существование которого основывается на осознании самого себя. У человека его соответствием является созидательный бессмертный деятельный разум, противопоставленный пассивному, который умирает вместе со смертной душой. В другом логическом трактате О выражении мыслей (Peri hermeneias) А. устанавливает значение слов: существительное, глагол, отрицательное и утвердительное предложение, суждение и высказывание.
Он оговаривает особо суждения с выражением отношения, так называемые модальные, и случаи пропуска отдельных звеньев логической цепочки. В Первых аналитиках (Analytika protera) А. представляет определение силлогизма и различает 3 его типа: научный, диалектический и эристический. Анализирует индуктивный и дедуктивный методы умозаключения. Во Вторых аналитиках (Analytika hystera) он отдельно рассматривает научные силлогизмы, в Topika - диалектические. Последнее произведение является пособием по ораторскому искусству, объясняющим такие термины, как 10 категорий, правила несоответствия и опущенной середины, тождественность, род и вид, дефиниции и др. Трактат О софистических обманах (Peri sphistikon elenchon) касается эристических суждений и обращен против искусных в парадоксах философов так называемой мегарской школы. Среди сочинений по физике самым значительным является трактат Физика (Physike akroasis) в 8 книгах. В нем А. уточняет понятия, служащие ему для объяснения явлений окружающего мира, и прежде всего понятие природы (physis) и понятие движения (kynesis). А. выделяет виды движения, анализирует его сущность и условия движения, понимаемого как отношение силы к материи. К физическим сочинениям А. принадлежат также работы: О рождении и гибели и О небе. В первом он отделяет абсолютные рождение и гибель от те, что связаны со смешением и изменениями. Во втором трактате он воспроизводит картину мира и вводит новый, пятый элемент - эфир. Шарообразный, вечно вращающийся мир состоит из двух частей: дольней и горней. Первая - это неподвижная земля, которую поочередно окружают три оставшиеся стихии: вода, воздух и огонь. Горняя часть мира, начинающаяся от Луны, заполнена вечным и неизменным эфиром, которому присуще вращательное движение в отличие от прямолинейного движения воды, воздуха и огня. Понятия пространства и времени находятся в непосредственной связи с движением. А. не признавал пустоты, а движение понимал как взаимную смену мест. Согласно А., в природе господствует целесообразность, а соображения целесообразности представляются важнейшими. Аристотелева картина мира просуществовала в науке до времен Коперника, Галилея и Ньютона.
Чрезвычайно велики заслуги А. в области биологии. Он был сведущим и способным зоологом, интересовался сравнительной морфологией животных и эмбриологией, опирался на экспериментальный материал, различал ок. 500 видов животных, а его классификация животного мира не утратила актуальности до времен Линнея. Самыми значительными работами А. по биологии представляются: Анатомия животных (Peri zoon morion), Размножение животных (Peri zoon geneseos), История животных (Peri ta zoa historiai) и другие.
Среди психологических трактатов А. обращает на себя внимание объемный труд О душе (Peri pshyches) в 3 книгах. А. приводит определение души, а затем разграничивает одушевленные тела (somata empshycha) и тела, лишенные души (somata apshycha). Одушевленные тела он делит на растения, животных и людей. Растительная или вегетативная душа предназначена только к питанию и продолжению рода, животная душа наделена вдобавок способностью восприятия, желания (воли) и движения, а человеческая душа - привилегией разумного мышления. Согласно А., существует две разновидности мышления: обычное, дискурсивное мышление и теоретическое, интуитивное. Первое А. связывает с пассивным разумом (nus pathetikos), сопутствующим индивидуальной и смертной душе, другое - с бессмертным и универсальным разумом (nus poietikos). Благодаря деятельному разуму мы познаем основные правила логического мышления и абстрактные понятия, не поддающиеся доказательству, но являющиеся научными аксиомами.
Теоретической философией А. занимается в Метафизике. Она состоит из 14 книг и является собранием трактатов. Цельные сочинения представляют собой только кн. VII и VIII, рассматривающие понятие субстанции, и кн. V - о многозначных словах. В кн. I А. разграничивает 4 принципа - начала существующих вещей: форма, материя, источник движения и цель. Впоследствии он сводит их к двум основным - формальному началу (форме) и материи. Характеризуя материю, он говорит о так называемой первичной материи (prote hyle), не имеющей ни признаков, ни формы; оформленную же материю он называет конечной материей (eschate hyle). Материя и форма тесно вязаны между собой в мире, который мы видим.
Существует, однако, чистая форма, без примеси материи - Бог-Разум. Ему А. посвящает XII кн. Метафизики и называет его первым "неподвижным" источником движения, свободным от всякой материи, вечно действительной мыслью, представляющей последнее условие существования мира явлений. Его сознание определяет жизнь и существование вселенной.
Следующая группа сочинений А. касается так называемой практической философии: этики, политики, теории государства и права. Среди этических трактатов А. наиболее известна Никомахова этика (Ethika Nikomacheia) содержащая знаменитый принцип умеренности (mesotes); добродетель помещается в так называемой золотой середине между двумя крайностями; мужество, к примеру, находится между удальством и трусостью. А. делит добродетели на практические и теоретические. Теоретические добродетели - интеллектуальные - связаны с так называемой теоретической жизнью (bios theoretikos), созерцательной и дающей наибольшее счастье. Эта же этика совершенства представлена в кн. X Никомаховой этики, а также в Эвдемейской этике (Ethika Eudemeia). Великая этика (Ethika Megala) не считается подлинным сочинением А. В кн. VIII-IX Никомаховой этики А. говорит об этике, основанной на привязанности (filia). Гражданской, общественной этике А. посвятил свою Политику, вмещенную в 8 книг. Это сборник ряда трактатов, в которых на конкретном материале существующих законов А. представляет теорию справедливого государства и наилучшего общественного строя. Каждое государственное устройство хорошо, если оно обеспечивает благо всех граждан. Существует главным образом 3 хорошие формы управления: монархия, аристократия и народовластие; и 3 плохие: тирания, олигархия и охлократия. Две последние книги Политики представляют образ идеального государства.
Для гуманитарных базовое значение имели Поэтика (Peri poietikes) и Риторика (Techne rhetorike). Риторика в 3 книгах представляет собой систематизированное пособие, предназначенное обучить искусству доказательства при помощи искусных доводов. Книга III посвящена в основном вопросам стилистики, искусству правильно выражаться и правильному построению речи. Поэтика первоначально состояла из 2 книг. В кн. I А. разбирал трагедию и эпопею, в кн. II - дифирамбическую поэзию и комедию. Сохранилась только кн. I. А. обозначает здесь искусство как подражание (mimesis) и приводит знаменитое определение трагедии. Она является произведением, имитирующим действительность, в котором действуют люди, а об их делах мы узнаем прямо, а не из рассказов. Трагедия, пробуждая сострадание и страх, приводит к очищению (katharsis). А. выделяет затем 6 составляющих трагедии: сюжет, характеры, смысл, сценическое обрамление, язык и стиль (а также музыку); он говорит о единстве трагического действия (Правило 3 единств: места, времени и действия, - соблюдаемое великими европейскими трагиками, сформировалось позднее. Трактат на эту тему создал среди прочих Корнель). А. является одним их самых разносторонних мыслителей, а его влияние как на философию, так и на отдельные науки было огромным.
Другой источник:
Аристотель (IV в. до н. э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для него не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю,— это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.
Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии. Явившись семнадцатилетним юнцом в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля “Афинская школа” изображает Платона указывающим рукой на небо, Аристотеля—на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентациях двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто, в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт общении с ними.
На окраине Афин Аристртель создал собственную школу, названную Ликеем (следуя этому названию, позже словом “лицей” стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. “Правильно думают те—говорил Аристотель своим ученикам—кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом”.
Кто же имелся в виду под теми, кто “правильно думают”? Очевидно, что не натурфилософы, для которых душа—это тончайшее тело. Но и не Платон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог размышлении Аристотеля: “Душу от тела отделить нельзя” противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души. Выходит, что, “правильным” Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. “Сказать, что душа гневается;—писал он,—равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома”.
Аристотель был не только философом, но и исследователем природы. Одно время он обучал наукам юного Александра, Македонского” который впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.
Накапливалось огромное количество фактов—сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших опытной основой наблюдения и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности и причинности.
Уже сам термин “организм” требует рассматривать его под углом зрения организации, то есть упорядоченности целого для достижения какой-либо цели или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа (функция) нераздельны. “Если бы глаз был живым существом—его душой было бы зрение”,—говорил Аристотель. Душа организма—это его функция, работа. Трактуя организм как систему” Аристотель, выделял в нем различные уровни способностей к деятельности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический ресурс и его практическую реализацию. При этом намечалась схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативной (она имеется и у растений), б) чувственно-двигательной (у животных и человека), в) разумной (присущая только человеку). Функции души становились уровнями ее развития.
Тем самым в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа идея развития. Функции души располагались в виде “лестницы форм”, где из низшей (и на ее основе) возникает функция более высокого уровня. Вслед за вегетативной (растительной) функцией формируется способность ощущать, на ее основе развивается способность мыслить. При этом в развитии каждого человека повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир (впоследствии это было названо биогенетическим законом).
Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В своих поисках он открыл особую область психических образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля— “фантазии”). Эти образы подчинены открытому опять-таки Аристотелем механизму ассоциации—связи представлений. Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки.
Учение о формировании характера в реальных поступках, которые у людей как существ “политических” всегда предполагают нравственное отношение к другим, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.
Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности Аристотель выделил особую целевую причину или “то ради чего совершается действие”, ибо, согласно Аристотелю, “природа ничего не делает напрасно”. Конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и неизбежного будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим сейчас).
Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля— это не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но сообразовываться с будущей целью.
Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но так называемых “чистых фактов” в науке нет. Любой факт по разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную сравнительно с предшественниками картину устройства, функций и развития души.
|