Принято выделять 3 этапа в развитии философии науке:
- Классический (от 17 в. до первой половины 19 в.)
- Неклассический (до середины 20 в.) – позитивизм и неопозитивизм.
- Постнеклассический или постпозитивиский.
Различия между этими этапами:
- по способу существования концепции науки:
1. В первом периоде философия науки не выделилась из философии гносеологии.
2. Философия науки обрела самостоятельное существование, но сводилась к методологии.
3. Философия науки в полном смысле этого слова.
В этих концепциях различно решаются вопросы о субъекте познания, об идеале научности, о соотношении старого и нового познания, об автономии наук в зависимости от других соц. – культурных наук. Менялась наука и представления о ней.
Содержание первого периода:
Основной онтологический тезис: реальность сама о себе глаголит (разработать правдивый метод познания природы). Галилей: «Книга природы написана языком математики». Невозможна многозначность значений.
Основной принцип этого периода философии науки является рационализм, который применителен к проблемам познания, переходя в тезис о могуществе человеческого разума.
Ф.Бэкон: «Обыденная жизнь заражает разум человека предрассудками». Это значит освобождение от предрассудков.
Идолы (типы):
- свойственны все (идолы рода),
- идолы пещеры (диктуемые нашими предпочтениями),
- идолы площади (проистекает от ошибок в речевом общении),
- идолы театра (за реальность принимает философские представления, нас обманывают).
Создавалось впечатление у ученых того времени, что развитие науки коммулятивно (новое значение + содержание старого). В философии в современном мире вводится представление о завершенном идеале познания. Совершенное знание – в нем нет ничего, что нельзя предсказать и ничего, что нельзя объяснить. Наилучшими условиями для развития разума – это изоляция от внешнего влияния. Для познания нужен правильный метод. Р.Декарт: «Методология не должна зависеть от объекта познания».
- Познание нужно начинать с того, в истинности чего мы уверенны.
- Познание продвигается от простых вещей к сложным.
- Сложное нужно поделить на части и решать их последовательно.
- Знать логику и не нарушать ее законов. Это даст гарантию от ошибок.
- Время от времени проделывать полные обзоры фактов того, что есть в действительности, чтобы избегать пробелов.
Среди наук есть идеалы научности. Декарт к нему относил математику, она строга и доказательна. Методологические редукционизмы – сведение многообразия научного познания, к ограниченному набору приемов, к единому идеалу.
Спиноза Бенедикт: написал работу «Этика», по принципу математики.
Фундаментализм – попытка построить весь объем научных знаний на основе незыблемых мыслей. По восприятию фундаментализма мнения разделились.
Концепции: 1. Эмпиризм (Бекон)
2. Рационализм + логицизм (Декарт)
Мысли Бэкона: по склонности наука является знанием о реальности, то получение знания о реальности через эксперимент. Следует, основной метод – индукция (обобщение знаний). Прежде чем обобщить знания нужно тщательно выявить все исключения.
Декарт, напротив, обратил внимание на другие характеристики знания, а именно научные знания обладают свойствами всеобщности и необходимости. Это свойство, которое мы не можем получить из опыта, т.к. он всегда случаен и не полон. (Пр. закон Архимеда). В самом разуме есть некие врожденные истины. Источником научного знания является разум. К двум равным величинам + две равные величины = две равные величины. Декарт считал основным методом – дедукцию (от общих идей к частным случаям).
Вывод: в первом периоде знание понимается как отражение реальности.
7. Основные этапы развития философии науки: классический, неклассический, постнеклассический
В философии принято выделять следующие этапы:
- классический, от 17 в до первой трети 19 в,
- неклассический, до середины 20 в (позитивизм и неопозитивизм),
- Постнеклассический (другое название постпозитивизм).
Различие между этапами:
По способу существования концепции науки:
В первом периоде философия науки (ФН) не отделилась от философской гносеологии, она была частью философии.
Во втором периоде – ФН обрела самостоятельное существование, но сводилась в основном к методологии.
Третий период– ФН в полном смысле этого слово.
В этих концепциях решался вопрос о субъекте познания, об идеале научности, о соотношении старого и нового, об автономии науки от других социо-культурных явления.
Каждый этап вырастал из проблем предыдущего (образ книги).
Классический период (Галлилеевско–ньютоновский образ науки) – от 17 в до первой трети 19 в.
Основные представители: Галилей, Френсис Бекон, Рене Декарт.
Основной антологический тезис – реальность сама о себе говорит. Задача: научиться слышать голос природы, разобрать правильные методы её познания.
Основной принцип: рационализм, который применительно к проблемам познания переходит в тезис о могуществе человеческого разума.
Бэкон – 4 вида предрассудков: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.
Декарт – методология не должна зависеть от объекта.
Характерная черта: фундаментализм – попытка построить весь объем научного знания на основе незыблемых истин, которые и придадут всему знанию истинность. Фундамент науки – (1) эмпиризм, (2) рационализм + логицизм.
Наука представлялась как кумулятивный процесс.
Знание понимается как отражение реальности.
|