Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Метафизика, дилектика

 

Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы возможного знания.

Метафизика, 1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил "Metà a tà physiká" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как основная философская "наука" о началах всего сущего, М. на определённом этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие "М." приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении.

Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Диaлеkтиka и ее альтернативы

     Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и  становлении,  развитии бытия и познания  и  основанный  на  этом  учении  метод  творчески  познающего мышления. Основные принципы диалектики - всеобщая  связь,  становление  и  развитие,  к-рые осмысливаются с  помощью  всей  исторически  сложившейся  системы  категорий  и законов. П. целостности: проблема  несводимости  целостности  к  простой  сумме частей заключается в связи,  объединяющей  предметы  в  сложные  комплексы,  во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,  обществ.  и  психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях,  о  наиболее  общих законах развития бытия и  мышления.  Материалистическая  диалектика  выражается  в  системе филос. категорий и  законов. 

 Главные  законы:  1)  превращение или переход  количества  в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей  и  превращение их  друг  в  друга,  когда  они  доведены  до  крайности  (единство  и   борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания  - спиральная форма развития.  Для Д. характерно формирование парных кате-горий,  отражающих  "полярные" стороны целостных явлений, процессов.

Категории.

    Единичное характеризует отдельный предмет, явление,  процесс, отличающийся по своим пространствен-ным, временным и другим св-вам  от  иных,  в том числе подобных ему, пред-метов, явлений,  процессов.

 

 Общее - объективно существующее сх-во характе-ристик единичных предметов, их одно-типность в нек-рых отношениях, принад-лежность к одной и той же группе явле-ний или  единой  системе связей.

Сущность - внутренняя, глубин-ная,  скрытая,  относительно  устойчивая сторона того или иного  предмета,  явления,  процесса,  определ.  его  приро-ду, совокупность черт и др. хар-ки.

Явление - внешние, наблюдаемые, обычно  более подвижные,  изменчивые  хар-ки  того  или  иного   предмета.

Содержание -совокупность различных элементов и  их  взаимодействий,  опре-деляющих  основной тип, характер того или иного предмета, явления,  процесса.

Форма-  принцип упорядоченности,   способ   существования   того    или    иного    содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная,   интегральная   хар-ка предмета (единство его св-в)  в  системе  его  связей  и  отношений  с  другими предметами.

   Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степе-ни развития или интенсивности прису-щих им св-в, выражаемая в величинах и числах. 

Мера  - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой  интервал  кол-ных  измерений,  в пределах к-рого сохраняет-ся качественная определенность  предме-та.

Скачок - переход  количественных  измерений  в  качественные  или  переход   из   одного качественного  состояния  в  другое   рез-те  превышения  меры). 

 Категории системного  исследования:

система -  упорядоченное  мн-во   взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой  и  организацией;

эл-т  -  неразложимый  далее компонент сложных предметов, явлений,  процессов;

структура -  относи-тельно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

                                                                      

 

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика