| 
                      
                    Мировоззрение  - это обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических правовых, нравственных, эстетических, религиозных убеждений и идеалов людей. 
                    Особенности мир-ния  
                1) оно отражает действительность в её целостности т.е. не отдельные вещи и явления, а мир в целом. 
                 2) отражает действительность в её значимости для человека и человечества  
                3) отражает духовный потенциал самого человека и человеческого общества т.е. мир-ние - явление историческое. 
                    Главные понятия в мировоззрении - мир и человек. Мир в отношении к человеку и человека самоопределяющийся в природном и общественном. мире. Благодаря мир-нию человек осознает себя, оценивает свои потребности и идеалы, интересы и молитвы поведения. Таким образом мир-ние выполняет ф-цию самосознания т.е. оно служит инструментом в практическом сомоопределении человека как в природной сфере так и в общественной. При помощи мир-ния человеку открывается мир, и то каким он открывается в значительной степени зависит от мир-ния. Мир-ние является миропониманием, поскольку это совокупность определенных знаний человека. Мир-ние - средство духовного и практического миропреобразования. Мир-ние - способ духовно-практического освоения мира. 
                    Освоение мира- способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности. Освоен. Мира включает: 
                1) Материально практическое преобразование мира: стремление преобразовать природный и социальный мир в соответствии с своими потребностями(животные берут природу такой, какой она есть в отличии от человека) 
                2) Духовно-позновательное(теоретическое) освоение мира, сюда входит стремление отразить в системе знаний действительность в том виде как она существует вне человека. 
                 3) духовно практическое освоение мира, это стремление постичь мир в его значимости для человека и человечества т.е. стремление учесть потребности человека, желание, цели и интересы и в соответствии с ними освоить мир. Этот способ включает в себя эмоционально-чувственное переживание человека. 
                    Мир-ние можно отнести к духовно-практ. способу освоен. Мира. Мировозрение включает в себя наряду с представлениями о мире личное отношение человека к миру, это его переживания, эмоциональное отношение к явлениям и оценка явлений мира в соответствии с потребностями, интересами, идеалами и т.д. 
                     Сущ различные формы проявления мир-ния. Оно может выражаться как на языке политики, права, искусства, религии ... Но на каком бы языке мир-ние не выражалось оно является проявлением самосознанием человека. Таким образом мир-ние каждого конкретного человека проявляется в различных формах. Мир-ние прежде всего проявляет себя в форме повседневно-обычного сознания, и выражается в виде обыденного языка человека. 
                     Исторические типы мировозрения: Мифология, Религия, Философия Существ. 3 типа исторически сложивш. Типа мир-ния : Мифология, Религия, Философия. 
                   Мифология - целостная нерасчепленная коллективно выработанная и стихийно функционирующая форма самосознания чел. Эта форма самосознания чел. была господствующей в первобытном обществе. Миф. Мир-ние первобытного человека характерно для человека, который не выделил себя из природы, основу общественного бытия человека составляли кровнородственные отношения, семейнородовые связи следствием этого является: 
                1) Природные явления в мифах уподобляются человеку, наделяется одушевленностью. А с другой стороны человеку присваивается черты природных явлений. Раличные связи между природными явлениями воспринимается как связи кровнородственных отношений, мир в целом рассматривается как одна большая община. Миф-ия явл-ся зачатком будущих форм сознания: религия, философия, наука, искусство... 
                    Какие вопросы ставились и решались в мифах: 
                1) Почему и как возник мир? 
                2) Какие основные отличительные особенности человека в этом мире, его отношение с окружающим миром? 
                 3) В мифах ещё не проводится различие между объективно-существующим миром и миром в переживаниях человека. воображаемое и переживаемое человеком объявляется  единственной реальностью.       
                    Главная задача мифа - зафиксировать опыт человечества и возможность его использовать, осознать мир и себя в этом мире. Для мифа хар-но отождествление субъективного и объективного, воображаемого и действительного, образа и идеи, вещи и слова. Папример: воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается как подлинная реальность. Миф ориентируется обычно на прошлое (этот опыт прошлого передается в сказках, мифах и т.д., где фантастическое переплетается с реальным). Особенность мифа в том, что он воздействует на чувства человека. В период разложения родового строя и формирование рабовладельческого происходит и распад мифологической формы сознания. Происходит формирование индивидуальных форм сознания и миф трактуется как фантазия человека(его творчество). В родовом строе миф воспринимался как жизнь. 
                    При переходе мифологической формы сознания в другие происходит формирование искусства. В этот период формируется религиозное сознание(религия одна из форм культуры человека) 
                    Религия - духовно-практическое освоение мира, которое осуществляется удвоение мира на естественный и сверхъестественный; и всегда предполагает доминирующую роль свер. сил в мироздании. Религия всегда побуждает сознание человека принять то, что логически невозможно доказать. Благодаря этому можно воображаемое принять за действительное. Некоторые священники(Фома Акв.) пытались доказать существов. бога. В религии существует определенная направленность на св.естест. потустороний мир. Этот мир противоположен земному. Для верующ. Человека характерна вера в чудо(высш. Разум). Для религии характерна определенная ретуальная жизнь. Для христианства хар-на идея спасения. В миф-гии сознание направлено на прошлое, а религ. Сознание больше направлено на будущее. 
                В мире сущ. 3 основные самые развитые формы религии: 1)христианство, 2)буддизм, 3)ислам. 
                    В них освещаются общечеловеческие нравственные формы и ценности, утверждается их приоритет ко всему инному. 
                  Для христ. Хар-но: 1) Единство чел. рода. 2) Идея равенства всех людей перед богом 3) Идея свободы личности 4) Спасение будущих 5) Ответственность каждого человека в отдельности за судьбу человечества. Еще одним типом мир-ния возникшим на ряду с религией - философия. Она претенует на понятийное, логически обоснованное, систематезированое видение мира и объяснение мира ичеловека. Фил. в отличии от рел. опирается на лог. доказ. Поэтому фил - это есть наука и не только. 
                1,2. Мировоззрение. Его историч.типы.
                 Мировоз-ие- это совок-ть общих предме-тов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму зако-нов). 
                    Историч.формы мировоз-я: миф- свя-щенное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология- самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представле-нии. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Философия(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение овысших принципах действитель-ности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. 
                   Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория позна-ния). 2. гносеология (учение о бы-тие).3.методология(учение о разви-тии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни). 
                    Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он жи-вет,чем, смысл его жизни, почему суще-ствует жизнь и смерть.  Каждая  эпоха и  каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление  о  решениии  этих вопросов. Сумма всех таких решений  и  ответов  образуют  М.,  к-ая  вырыжается посредством  катего-рий.  Оно  играет  особую,  очень  важ-ную   роль   во   всей деятельности людей или как говорят обладает  особой  мето-дологической  ф-ей  от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф.является обоснование  оправдание  и  анализ  М.  Ф.-теоритическое ядро М. 
                    Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической  эпохой  тем  или иным  общественным  классом, определенные  нормы  и  принципы  сознания   стили мышления. и в зависи-мости от того,  совпадают  ли  интересы  данного  класса  с объективной тенден-цией общественного развития, является ли он  носителем  более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему  содержанию  может  быть научным или ненаучным, материалистическим  или  идеалистическим,  революционным или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму  было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М.  Становится консервативным или реакци-онным. 
                1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия.
                        Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. 
                        Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль  в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. 
                        В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. 
                        Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. 
                        В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. 
                        “Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький. 
                        М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч. 
                        Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним. 
                3. Основные философские направления. Типы мировоззрения. Связь мировоззрения и научной деятельности.
                Основной вопрос Ф. -  есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д. 
                Основной вопрос Ф. имеет две стороны: 
                1)     что первично, что вторично 
                2)     познаваем ли мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании) 
                При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм 
                М. считает, что материя первична   (основа сознания), сознание вторично (производно от материи) 
                Идеалисты считают наоборот. 
                Разновидности идеализма: 
                1)     объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель 
                2)     субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус 
                Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею. 
                К решению второй стороны философы относились по разному. 
                субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания 
                Объектив. считал, что познаваемы  мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух. 
                ---------------------- 
                Мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции, программы поведения. 
                3 типа: 
                1) мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выража¬ется через конкретное, в следствии  недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в  форме цикличности, рит¬мичности. 
                В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. 
                 2) Религия - форма мировоззрения, в которой освое¬ние мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие. 
                Причины существования религиозного мировоз¬зрения: 
                •      Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия 
                •      Гносеологические причины - коренящиеся в противоречиях самого познавательного про¬цесса. 
                •      Психологические - страх смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с изменяющимися общественными отношениями. 
                Философия - для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления. 
                  
               |