Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук

 

Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и диа­лектически. Наиболее характерными здесь являются:

а) диалектичес­ки-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель);

б) диалектико-материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).

Диалектическая натурфилософия Шеллинга (1775—1854) возник­ла как ответ на потребность в философском осмыслении массы новых естественнонаучных результатов, которые были получены к концу XVIII в. Особенно быстро в этот период прогрессировала теория элек­тричества (Кулон, Гальвани, Вольта и др.). Опираясь на естественно­научные открытия своего времени, Шеллинг сформулировал идеи це­лостности и развития природы, ее «полярности» («насыщенности» про­тиворечиями), всеобщей связи ее явлений и др.

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель (17701831) писал, что необходимо, чтобы философия согласовыва­лась с действительностью и опытом — это «пробный камень» истин­ности философского учения. «Возбужденное опытом, как раздражи­телем», мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», раз­вивается из себя. При этом Гегель остроумно замечает, что единственно лишь мышление должно называться «инструментом философии», а не термометры, барометры и т. п. «философские инструменты», вы­ступает против так называемых «философских принципов сохранения волос» и т. п.

Диалектика как логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а при­знает его, пользуется им и делает его своим собственным содержани­ем. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика». Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он подверг критике господствующий в его время метафизический метод мышления и обосновал необходимость применения в частных науках диалектики.

Ф. Энгельс (18201895) осуществил глубокое диалектико-мате-риалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обобще­ния важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале прежде всего естествознания Энгельс показал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь диалектические законы развития. Это положение уже не было умозрительным, а опиралось на большое количество фактов. Особенно большое значение в этом отношении имели сделанные в 30—50-х гг. XIX в. три великих открытия — закон сохранения и превращения энер­гии, теория клетки и концепция Дарвина.

Эти и другие открытия «удостоверили диалектику в природе» и показали, что все в природе в конце концов совершается диалектичес­ки, а не метафизически. А это значит, что представители частных наук, согласно Энгельсу, должны перейти от метафизического мето­да мышления к диалектике как «высшей форме мышления». И при­том пользоваться ею не стихийно, а сознательно, с пониманием зако­нов диалектического мышления.

Выступая против «плоской эмпирии», презирающей всякую тео­рию и относящейся с недоверием ко всякому мышлению, Энгельс подчеркивал, что «презрение к диалектике не остается безнаказанным. Сколько бы пренебрежения ни высказывать ко всякому теоретическо­му мышлению, все же без последнего невозможно связать между со­бой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь»*.

 

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика