Радугин А.А.
М.: Центр, 2001 — 304 с.
Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.
Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культу¬рология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и сво¬боды (см.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.
— М., 1989; Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990; Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопр. философии.
— 1982. № 10). Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы го-ворим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творчес¬кий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. По этому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Формат: doc / zip
Размер: 440 Кб
Скачать учебник: http://depositfiles.com/files/vst4jca86
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 6
Раздел первый. Сущность и предназначение культуры.. 7
Глава 1. Кулътура как предмет культурологии. 7 1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека. 7
1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 8
1.2. Человек как творец и творение культуры.. 9
1.3. Диалог культур. 9
1.4. Основные формы духовной культуры.. 10
2. Культурология как гуманитарная наука. 11
2.1. Истоки культурологии как науки. 11
2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур. 11
ЛИТЕРАТУРА.. 12
Глава 2. Основные школы и концепции культурологии. 12 1. Философия Гегеля как теория культуры.. 12
2. Философия культуры Освальда Шпенглера. 14
3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева. 17
3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. 17
3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества. 17
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда. 18
5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга. 20
5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы.. 20
5.2. Культура и проблема целостности человеческой души. 21
6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби. 22
7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 25
ЛИТЕРАТУРА.. 26
Глава 3. Кулътура как система. 26 1. Структурная целостность культуры.. 27
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры.. 27
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность. 28
2. Многомерность культуры как системы.. 31
2.1. Предназначение культуры.. 31
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 32
2.3. Взаимоотношение культуры и общества. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36
Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства. 37 1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры.. 37
2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40
3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41
ЛИТЕРАТУРА.. 43
Глава 5. Массовая и элитарная культура. 43 1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры.. 43
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры.. 44
3. Философские основы массовой культуры.. 45
ЛИТЕРАТУРА.. 48
Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49 1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии. 49
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры.. 50
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций. 52
ЛИТЕРАТУРА.. 54
Раздел второй. Развитие мировой культуры.. 54
Глава 1. Миф как форма культуры.. 54 1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа. 54
2. Миф и магия. 56
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы.. 57
ЛИТЕРАТУРА.. 58
Глава 2. Кулътура Древнего Востока. 59 1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 59
1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. 59
1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока. 60
1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.. 62
1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе. 63
1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия. 64
ЛИТЕРАТУРА.. 70
Глава 3. История античной культуры.. 70 1. Характерные черты древнегреческой культуры.. 70
2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры.. 74
3. Художественная культура Древнего Рима. 77
ЛИТЕРАТУРА.. 80
Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры.. 80 1. Коренное отличие христианства от языческих верований. 81
2. Исторические предпосылки христианства. 81
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы.. 81
4. Почему христианство стало мировой религией. 83
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди. 83
5.1. Противоречие между Духом и миром. 83
5.2. Парадоксы христианской морали. 84
6. Значение христианства для развития европейской культуры.. 85
Литература. 85
Глава 5. Культура Западной Европы в средние века. 85 1. Периодизация средневековой культуры.. 86
2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета. 87
3. Научная культура в средние века. 88
4. Художественная культура средневековой Европы.. 89
4.1. Романский стиль. 89
4.3. Средневековая музыка и театр. 91
5. «Духовные леса» культуры Нового времени. 93
ЛИТЕРАТУРА.. 93
Глава 6. Культура западноевропейского Возрождения. 93 1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения. 93
2. Отношение к античной и средневековой культуре. 95
3. Особенности художественной культуры Ренессанса. 96
3.1. Итальянское Возрождение. 97
3.2. Северное Возрождение. 98
ЛИТЕРАТУРА.. 98
Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение. 99 1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации. 99
2. Духовная революция Мартина Лютера. 100
3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза». 101
4. Свобода и разум в протестантской культуре. 101
ЛИТЕРАТУРА.. 103
Глава 8. Культура эпохи Просвещения. 103 1. Основные доминанты культуры европейского просвещения. 103
2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. 104
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры.. 105
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. 106
ЛИТЕРАТУРА.. 108
Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 108 1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 108
2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 111
ЛИТЕРАТУРА.. 112
Глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.. 112 1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 112
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. 113
3. Попытки создания синтетических форм искусства. 119
4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века. 120
ЛИТЕРАТУРА.. 121
Раздел третий. Основные этапы развития культуры России. 121
Глава 1. Становление культуры России. 121 1. Языческая культура древних славян. 122
2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры.. 123
3. Культура Киевской Руси. 125
ЛИТЕРАТУРА.. 127
Глава 2. Расцвет российской культуры.. 128 1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв.). 128
2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века) 132
ЛИТЕРАТУРА.. 135
Глава 3. «Серебряный век» российской культуры.. 135 1. Особенности русской культуры на «стыке веков». 135
2. Художественная культура «серебряного века». 136
ЛИТЕРАТУРА.. 140
Глава 4. Советский период развития культуры России. 141 1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. 141
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 142
4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России. 144
5. Советская культура 80-х годов XX века. 145
ЛИТЕРАТУРА.. 145
Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 146 1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146
2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия. 147
3. Возрождение религиозно-культовой культуры.. 148
4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 149
5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 150
ЛИТЕРАТУРА.. 151
Заключение. 151
|