Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Основы организации современно бюджетной системы РФ
 
 
Бюджетное устройство РФ. Бюджетная система РФ и ее принципы.
 
Бюджетное устройство включает в себя три составных, взаимосвязанных между собой элемента:
1.    Бюджетная система и ее принципы
2.    Бюджетные права федеральных, региональных и местных органов власти
3.    Система взаимоотношений между бюджетами
 
Основу бюджетного устройства любой страны составляет бюджетная система. В РФ состав бюджетной системы определяется конституцией РФ, которая закрепляет право органов государственной власти и местного самоуправления на составление и исполнение собственных бюджетов и системы внебюджетных фондов.

Конкретная структура бюджетной системы определяется бюджетным кодексом РФ, статьей 10. В соответствии с этой статьей, бюджетная система РФ имеет три уровня:

1.    Федеральный. Включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования.
2.    Региональный. Включает в себя бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 
3.    Местный уровень. Все виды местных бюджетов.

Основу каждого уровня составляет территориальный бюджет. В РФ ресурсы между территориальными бюджетами распределяются непропорционально. На федеральный бюджет приходится около 60% всех бюджетных ресурсов, и на бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты примерно по 20%.
Государственные внебюджетные фонды вместе составляют примерно около 40% от размеров всех территориальных бюджетов.

В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты  и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. 
Консолидированный бюджет РФ – это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях.
Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе. Таких принципов сейчас записано в кодексе 10.
Основных три:

1.    Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единство правовой основы бюджетных отношений, единство денежной системы РФ, единство форм бюджетной документации и принципов организации бюджетного процесса. Кроме того, принцип означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и единые правила ведения бухгалтерского учета всех видов бюджета.

2.    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. Он предполагает закрепление доходов полностью или частично за соответствующим бюджетом и определение полномочий по осуществлению расходов федеральными, региональными и местными органами власти.

3.    Принцип самостоятельности бюджетов. Включает в себя право органов государственной и местной власти на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных доходов у каждого бюджета и закрепление регулирующих доходов, поступающих из вышестоящего уровня бюджетной системы. Предполагает право государственной и местной власти на самостоятельное определение направлений расходов бюджетов и источников финансирования бюджетного дефицита. Предполагает недопустимость изъятия доходов и сумм экономий по расходам, полученных в процессе исполнения бюджета, а также компенсации за счет других бюджетов дополнительных расходов и потерь в доходах.

4.    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Предполагает, что все доходы и расходы, установленные законодательством, подлежат включению в бюджет в обязательном порядке и в полном объеме. Не допускается финансирование бюджетных расходов за счет каких-то иных средств.

5.    Сбалансированность бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита.
6.    Эффективности и экономности использования бюджетных средств.  Означает, что при составлении и исполнении бюджетов, государственные и местные органы власти и бюджетополучатели должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимального объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ограниченного объема бюджетных средств.

7.    Принцип совокупного покрытия расходов. Предполагает, что все доходы бюджета и источники финансирования бюджетного дефицита носят общий характер, т.е. используются для финансирования любых расходов бюджета. Поэтому запрещается закрепление доходов и источников финансирования бюджетного дефицита за конкретными видами расходов, за исключением средств целевых бюджетных фондов и целевых иностранных кредитов.

8.    Принцип гласности. Означает обязательное опубликование в открытой печати бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в федеральном бюджете.

9.    Достоверность бюджета. Связана с обеспечением надежности показателей прогноза социально-экономического развития отдельных территорий и реальностью расчета доходов и расходов.

10.    Адресность и целевой характер бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются бюджетополучателям с обязательным указанием направлений их целевого использования. Все действия государственных и местных органов, а также бюджетополучателей, которые приводят к нарушению адресности и целей использования средств, являются нарушением бюджетного законодательства и к нарушителям применяются специальные финансовые санкции, установленные бюджетным кодексом.
 
 
Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.
 
Бюджетным кодексом РФ устанавливается раздельная компетенция федеральных, региональных и местных органов в области бюджетных правоотношений. Наиболее широкие права предоставлены федеральным органам государственной власти.

Права можно условно разделить на три группы:
1.    Права, которые распространяются на всю бюджетную систему и на все бюджеты, которые формируются в РФ:
a.    Установление общих принципов организации бюджетной системы РФ
b.    Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы. Распределение регулирующих федеральных доходов между бюджетами различных уровней.
c.    Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами различных уровней.
d.    Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, а также порядка исполнения бюджетов и составления отчетов об их исполнении.
e.    Установление общего порядка государственных и муниципальных заимствований и основ управления государственным и муниципальным долгом.
f.    Определение общей системы формирования доходов и осуществления расходов для бюджетов всех уровней.

2.    Права, связанные с управлением федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами:
a.    Осуществлять определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федеральных бюджетов, а также контроля за их исполнением и составление отчетности. Точно такая же компетенция установлена в области государственных внебюджетных фондов.
b.    Установление порядка привлечения государственных заимствований РФ, в том числе внешних заимствований и управление государственным долгом РФ.
c.    Определение порядка формирования доходов и осуществление расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
d.    Установление условий и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в региональные бюджеты и предоставление этой финансовой помощи.

3.    Права, связанны с тем, что федеральные органы устанавливают некоторые общие виды финансовых стандартов и правил, обязательных на всей территории РФ.
a.    Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов из всех бюджетов.
b.    Утверждение бюджетной классификации РФ.
c.    Определение и установление единых форм бюджетной документации и отчетов по всем бюджетам.
d.    Утверждение минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных и муниципальных услуг.
e.    Определение перечня и порядка формирования и использования федеральных и региональных внебюджетных фондов.
f.    Определение оснований и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
 
В субъектах РФ бюджетные права можно разделить на две части:
1.    Права, которые распространяются на региональные и местные бюджеты.
a.    Установление порядка составления и утверждения, а также исполнения региональных и местных бюджетов.
b.    Распределение доходов, полученных из региональных источников между региональными и местными бюджетами.
c.    Разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональными и местными бюджетами
d.    Определение порядка предоставления финансовой помощи в местные бюджеты.

2.    Права, связанные непосредственно с региональными бюджетами и внебюджетными фондами:
a.    Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение региональных бюджетов, контроль за их исполнением и составление и утверждение отчета об их исполнении. Такие же процедуры осуществляются по региональным внебюджетным фондам.
b.    Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд местным бюджетам.
c.    Осуществление государственных внутренних и внешних займов субъектов РФ и управление государственным долгом
 
 Бюджетные права местных органов связаны только с местным бюджетом:
1.    Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением, и составление и утверждение отчетности об их исполнении.
2.    Определение порядка направления в местные бюджеты доходов от муниципальной собственности.
3.    Установление порядка и условий предоставления финансирования из местных бюджетов.
4.    Организация поступления доходов в местные бюджеты и финансирование расходов из этих бюджетов.
5.    Осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
 
 
Бюджетная классификация, и ее состав.
 
Бюджетная классификация это документ, который утверждается законодательно, представляющий собой обязательную группировку доходов и расходов по однородным признакам с присвоением им определенного шифра.

Содержание бюджетной классификации и принципы группировки ее показателей определяются двумя факторами – действующей системой управления, сложившейся в государстве и имеющейся системой доходов и расходов бюджета.

Бюджетная классификация обеспечивает унификацию бюджетной процедуры, и она необходима, во-первых, для проведения единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений. Во-вторых, для организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных ресурсов в процессе исполнения бюджета.  В третьих, для проведения анализа плановых и отчетных данных по бюджету и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета. В-четвертых, для организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и фо всех бюджетных учреждениях.

Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетов и всех бюджетных учреждений и в настоящее время она регулируется федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 года с последующими изменениями и дополнениями.
Современная бюджетная классификация представляет собой систему девяти различных видов классификации бюджета:

1.    Классификация доходов бюджетов РФ. Она представляет собой группировку доходов всех уровней по отдельным источникам поступающих средств. Все доходы в этой классификации делятся на группы, в зависимости от формы привлечения средств.
a.    Налоговые доходы
b.    Неналоговые доходы
c.    Безвозмездные перечисления
d.    Перечисления в государственные целевые бюджетные фонды.
Каждая из этих четырех групп делится на статьи, включающие в себя конкретный платеж.

2.    Функциональная классификация расходов бюджетов РФ. Представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, которые отражают направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, определенных расходными полномочиями. В этой классификации есть четыре уровня:
a.    Разделы, в которых определяются расходы на отдельные функции, выполняемые государством.
1.    государственное управление и местное самоуправление
2.    Судебная власть
3.    Национальная оборона
4.    Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
5.    Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство
6.    Транспорт
7.    Связь
8.    Жилищно-коммунальное хозяйство
9.    Образование
10.    Здравоохранение
11.    и т.д.
b.    Подразделы, в которых конкретизируется направление бюджетных ассигнований по определенным областям.
c.    Статьи расходов федерального бюджета, которые определяют финансирование средств по главным распорядителям (федеральные министерства и ведомства).
d.    Классификация видов расходов федерального бюджета, которая детализирует направление расходов по целевым статьям (выплата заработной платы, начисление заработной платы, оплата товаров, работ, услуг).

3.    Экономическая классификация расходов бюджетов РФ. Она представляет собой группировку расходов по экономическому содержанию и включает в себя три раздела:
a.    Текущие расходы на содержание бюджетных учреждений и выполнение основных функций государства. Эти расходы не приводят к расширению государственной деятельности.
b.    Капитальные расходы. Эти расходы направляются на увеличение имущества и резервов, которыми располагает государство.
1.    Капитальные вложения в основные средства
2.    Создание государственных запасов и резервов
3.    Приобретение земли и нематериальных активов
4.    Капитальные транферты
c.    Предоставление кредитов, за вычетом их погашения.
1.    Предоставление кредитов. За вычетом их погашения
Разделы подразделяются на подразделы, в которых отражаются направления предоставления средств. В текущие расходы включаются три подраздела: закупка товаров и оплата услуг, выплата заработной платы и субсидии и текущие трансферты.
В каждый подраздел включаются еще статьи расходов, которые аналогичны статьям, применяемым в функциональной классификации.
4.    Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ. Представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицита. Состоит из трех уровней:
a.    Раздел, т.е. форма привлечения кредитных ресурсов. В разделы включаются подразделы, определяющие конкретные виды привлеченных средств. В каждый подраздел включены две статьи – привлечение средств и погашение основной суммы задолженности.
1.    Государственные ценные бумаги.
2.    Кредитные ресурсы, получаемые от банков.
3.    Прочие внутренние источники финансирования, в том числе от продажи имущества государства.
5.    Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Представляет собой группировку заемных средств, полученных из внешних источников. Состоит она из разделов и статей. Разделы показывают виды привлеченных ресурсов. В статьях отражается получение кредитов и погашение основной суммы долга.
a.    Кредиты международных финансовых организаций
b.    Кредиты иностранных государств
c.    Государственные ценные бумаги
6.    Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Представляет собой группировку долговых обязательств. Включает в себя разделы, которые отражают источник внутреннего долга. В основном это отдельные виды ценных бумаг и кредитов, полученных государственными и муниципальными органами.
7.    Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ. Эта классификация отражает по разделам виды кредитов, полученных из отдельных источников, виды ценных бумаг и отдельные виды имущества и другие активы, принадлежащие РФ за рубежом.
8.    Ведомственная классификация расходов федерального бюджета. Эта классификация представляет собой группировку расходов по главным распорядителям бюджетных средств. Она совпадает с третьим и четвертым уровнем функциональной классификации.
9.    Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Эта классификация устанавливается не федеральным законодательством, а законами субъектов РФ и постановлениями муниципальных образований. Первый уровень этой классификации – разделы представляют собой группировку расходов по региональным и местным главным распорядителям бюджетных средств. Второй уровень – статьи – это целевые статьи, которые предусмотрены функциональной классификацией.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика