Сущность бюджета как экономической категории
Бюджет – английский термин. Означает кожаный мешок.
Бюджет как экономическая категория представляет собой определенную совокупность денежных отношений, субъектом которых является государство.
Исторически в состав бюджетных отношений включаются:
1. Отношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу изъятия части доходов в пользу государства. И между государством как плательщиком средств, и физическими и юридическими лицами как получателями средств по поводу различных выплат из бюджета.
2. Отношения между государственными и местными органами по поводу перераспределения меду ними доходов и расходов бюджетов.
По мере развития финансовых отношений у государства появляются новые виды этих отношений, которые непосредственно не связаны с бюджетом. Это:
1. Формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий.
2. По мере развития бюджетных отношений начинают формироваться государственные денежные фонды, которые независимы, автономны от бюджета.
Бюджетные отношения в современных условиях отражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием общегосударственного и общемуниципальных фондов денежных средств.
Бюджет государства как экономическая категория это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования общегосударственных и общемуниципальных денежных фондов в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти.
Функции и роль бюджета государства
Функция это форма проявления в действии экономической категории.
Функционирование бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков происходит распределение ВВП и национального дохода. Т.е. распределяется общественный продукт.
Роль – это тот результат, который достигается в процессе распределения.
Бюджет выполняет основную функцию – распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт.
Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных в денежной форме в течение года товаров, работ и услуг.
Распределение общественного продукта проходит по двум стадиям. Первая стадия это первичное распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы – прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В процессе первичного распределения в бюджет поступают косвенные налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия.
После формирования первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов.
В процессе перераспределения осуществляется также финансирование расходов по территориальному, экономическому, функциональному и ведомственному признаку. По территориальному признаку выделяются федеральные, региональные и местные бюджеты.
По функциональной классификации расходы распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и т.д.
По экономическому назначению расходы подразделяются по отдельным целевым направлениям использования. Оплата товаров, работ и услуг; заработная плата в бюджетных организациях; трансферты населению; дотации, субвенции и субсидии организациям и т.д.
Через бюджеты всех уровней в РФ в настоящее время перераспределяется примерно 24% ВВП.
Бюджет выполняет также контрольную функцию. Контрольная функция предполагает наличие финансовой информации, поступающей от денежных потоков. Количественная оценка потока представляет собой финансовую информацию, которая является базой для проведения финансового контроля.
Роль – это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет.
Роль:
1. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов. Это фискальная роль.
2. При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов (регулирующая роль).
Фискальная роль бюджета заключается в том, что государство для полного финансирования своих функций, должно обеспечить равенство доходов и расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.
В условиях бюджетного дефицита государство может проводить различную финансовую политику, которая как правило направлена на уменьшение размеров этого дефицита. Это может обеспечиваться:
1. Использованием благоприятной экономической конъюнктуры, когда есть возможность получать дополнительные доходы без ущемления интересов плательщиков. Такая ситуация наблюдается в период экономического роста. Автоматически увеличивается налоговая база. Экономическая конъюнктура никогда не бывает стабильной, экономика циклична, поэтому за периодами экономического роста, следует спад. Строить стабильный бездефицитный бюджет только на основе экономической конъюнктуры невозможно.
2. В определенных случаях для обеспечения роста доходов государство может изменять уровень налоговой нагрузки на плательщиков. Налоговая нагрузка это отношение суммы налогов к ВВП, умноженное на 100.
3. Сокращение расходов.
Если государство не может обеспечить равновесный бюджет, то используется тот или иной тип политики дефицитного финансирования:
1. Политика циклического бюджетного равновесия. Государство отказывается от ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и переходит к обеспечению бюджетного равновесия в течение нескольких лет. Как правило этот промежуток времени охватывает экономический цикл. В период экономического цикла в условиях подъема экономики у государства образуются бюджетные профициты, которые оно накапливает для финансирования бюджетных дефицитов, образующихся в годы спадов и депрессий. Но не всегда период подъема равен периоду спада, а подъем может быть не очень существенным и т.д. Как правило, эта политика автоматически трансформируется в политику хронического бюджетного дефицита, для которого присуще постоянное бюджетное финансирование в течение нескольких десятилетий.
2. Хронический бюджетный дефицит предполагает, что он будет покрыт за счет кредитных источников. Это приводит к увеличению государственного долга.
В современных условиях государство стремится ограничить размеры бюджетных дефицитов и государственного долга, чтобы не было роста инфляции, нестабильности валютных курсов и т.д.
Нормальным уровнем бюджетного дефицита считается дефицит не более 3% ВВП. Предельный размер государственного долга – не выше 60% годового ВВП.
Регулирующая роль.
Государство, используя бюджетные инструменты – налоги и бюджетное финансирование, пытается воздействовать на экономические процессы в нужном для себя направлении.
Государство оказывает воздействие в основном на 4 экономических процесса:
1. Экономический рост
2. Уровень занятости
3. Состояние денежного обращения (уровень инфляции)
4. Валютный курс.
Государство может осуществлять два типа воздействия:
1. Стимулирующее. Осуществляется при помощи сокращения налогового бремени и увеличения бюджетного финансирования. Такая политика стимулирует рост производства и реализации товаров, работ и услуг, а также увеличивает занятость.
Негативные последствия возникают в сфере денежного обращения. Дополнительный спрос покрывается либо за счет увеличения объема производства, либо за счет увеличения цены, что создает стимул для инфляции.
2. Сдерживающее, или рестрикционное регулирование. Осуществляется путем увеличения налогов и сокращения бюджетного финансирования. Оно проводится, как правило, для сдерживания денежной массы, находящейся в обращении, и тем самым, для снижения темпов инфляции и стабилизации валютных курсов. Такое регулирование может также привести к снижению темпов роста производства.
Проблемы, возникающие при регулировании:
1. Регулирование носит косвенный характер, поэтому цели, которые были заложены государством при проведении регулирования, могут быть недостигнуты. Причина недостижения целей регулирования – в различной целевой направленности финансовой политики, которую проводит государство и экономические субъекты.
2. При проведении стимулирующей политики государство, как правило, не может обеспечить свои фискальные цели. Это противоречие носит временный характер, т.к. после достижения целей стимулирующего регулирования государство обеспечивает себя дополнительными доходами за счет роста облагаемых объектов.
3. Нельзя при помощи бюджетного регулирования положительно воздействовать на все экономические процессы одновременно. Бывают в экономике такие ситуации, когда одновременно происходит спад производства и инфляция (стагфляция). Стагфляция возникает в результате резкого увеличения цен, которые не компенсируются ростом доходов и приводят тем самым к сокращению объема покупок и снижению производства товаров, работ и услуг. Выход из стагфляции достаточно сложен, и любое регулирование, которое проводит государство, всегда имеет отрицательные последствия, которые связаны с тем, что разбалансирована вся экономическая система. Обычно при стагфляции сначала государство осуществляет рестрикционное, сдерживающее регулирование, а затем переходит к стимулирующему регулированию, увеличивающему объем производства.
4. Бюджетное регулирование может быть использовано только для формирования среднесрочных и долгосрочных пропорций и направления развития экономических отношений. Бюджетный механизм регулирования достаточно инертный и требует длительного периода времени для его изменения, а также для введения в действие, поэтому для регулирования текущих проблем развития экономики государство как правило применяет кредитные механизмы регулирования, такие как учетная ставка ЦБ, ставка рефинансирования ЦБ, нормативы обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке и операции центрального банка на открытых рынках (валютном, фондовом, кредитном).
Бюджет государства как финансовый план и закон.
На практике бюджетные отношения представлены в форме различных финансовых планов государственных и местных органов, которые в обязательном порядке законодательно утверждаются.
С организационной и юридической точки зрения бюджет государства рассматривается во-первых, как основной финансовый план государства – смета предстоящих расходов и доходов. Во-вторых, как законодательный акт государственных органов и нормативный документ органов местного самоуправления.
В условиях рыночной экономики бюджет является основным инструментом прогнозирования и планирования экономических отношений со стороны государства. В процессе бюджетного прогнозирования и планирования государство определяет общеэкономические и бюджетные показатели развития на очередной год и среднесрочную перспективу до 5 лет.
К общеэкономическим показателям относятся размер и темпы роста ВВП, денежные доходы юридических и физических лиц, средства, которые получает государство от своей собственности, рентабельность производства, уровень затрат на производство, уровень инфляции, валютный курс, цены на экспортные товары.
Бюджетные показатели определяются в соответствии с бюджетной классификацией (это установленная законом группировка доходов и расходов). Доходы в этом случае рассчитываются по отдельным видам налогов и неналоговых платежей, а расходы – по функциональному, экономическому и ведомственному назначению. Определяются также показатели сбалансированности бюджета – дефицит или профицит. Устанавливаются предельные размеры государственных внутренних и внешних заимствований, а также государственного внутреннего и внешнего долга.
Составленный на основе этих показателей бюджетный план является объектом законодательного рассмотрения и утверждения в виде проекта законе о бюджете на очередной финансовый год.
Процедура рассмотрения и утверждения проекта закона осуществляется законодательными органами государства и органами представительной власти местного самоуправления (на уровне федерации – федеральное собрание). После утверждения проекта бюджета он становится законом обязательным для исполнения всеми государственными органами, а также юридическими и физическими лицами, которые участвуют в процессе исполнения бюджета.
Основные этапы развития бюджетных отношений в России.
В России первые бюджетные росписи доходов и расходов составлялись при Екатерине II в 18 веке. Составление этих росписей было нерегулярным и ежегодное бюджетное планирование начало осуществляться 1802 года после создания министерства финансов в России.
Годовые бюджетные росписи включали в себя все доходы и расходы государства и утверждались указом императора и были обязательными для всех государственных органов, участвующих в сборе доходов и получающих государственные средства.
Бюджетная система в этих условиях включала в себя только один бюджет – государственный бюджет, который охватывал всю территорию страны.
В таком виде бюджетные отношения просуществовали до начала 60-х годов 19 века. После отмены крепостного права в России была проведена также административная реформа, в результате которой в России были созданы органы местного управления в уездах, а затем в волостях. Эти органы получили ряд функций, которые раньше выполняло государство. В основном это функции, связанные с содержанием социальных объектов. Для осуществления этих функций местные органы были наделены доходами в виде налогов, в основном на недвижимость. Эти органы начали формировать собственную систему бюджетов, которые были независимы, автономны от государственного бюджета.
К началу 70-х годов в России была сформирована классическая бюджетная система унитарного государства, которая включала в себя два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты, уездные и волостные.
В конце 19 века бюджетная система находилась в неустойчивом положении. До начала 90-х годов для государственного бюджета был характерен большой бюджетный дефицит (порядка 30% расходов), но в середине 90-х годов была проведена денежная реформа под руководством министра финансов Витте. В результате этой реформы было осуществлено укрепление доходов государства за счет введения государственной винной монополии. С другой стороны была изменена структура государственного бюджета. Государственный бюджет был разделен на две части, на обыкновенный бюджет и чрезвычайный бюджет.
В обыкновенный бюджет включались все текущие доходы государства, которые существенно возросли за счет введения винной монополии. В расходах учитывались средства, необходимые для содержания государственных ведомств. Как правило, обыкновенный бюджет до 1914 года балансировался с большим профицитом.
Чрезвычайный бюджет формировался в основном за счет доходов от государственных имуществ и займов. Расходы били связаны с финансированием государственных железных дорог, в том числе их строительством, государственной почты и других видов государственной собственности. Кроме того, из этого бюджета финансировались расходы на содержание вооруженных сил в период войн. Этот бюджет был как правило дефицитен. Дефицит покрывался за счет профицита обыкновенного бюджета.
До первой мировой войны в целом бюджет был сбалансирован и имелся всегда достаточно большой профицит.
Местные бюджеты исполнялись в пределах поступающих доходов, и поэтому они всегда были бездефицитными. В некоторых крупных городах часть расходов покрывалась за счет выпуска займов, которые, как правило, размещались на внешних рынках.
После начала первой мировой войны резко ухудшилось состояние государственного бюджета за счет того, что уменьшились практически до нулевых показателей поступления по линии монополии. Была запрещена продажа алкогольных напитков, за исключением вин. Для компенсации этих доходов допускалась эмиссия денег. Фактически к началу 1917 года сбор регулярных налогов резко уменьшился, они составляли не более 2% всех расходов, и финансирование расходов осуществлялось в основном за счет эмиссии денежных знаков.
После прихода к власти советского правительства в ноябре 1917 года, годовые бюджеты перестали составляться, и вместо них стали использоваться квартальные бюджетные росписи. Такие росписи были составлены на 1 и 2 квартал 1918 года. Со второй половины 1918 года бюджет перестал составляться. Министерство финансов стало заниматься только выпуском денег в обращение и их распределением между наркоматами.
В этот же период перестали формироваться местные бюджеты. И фактически была ликвидирована бюджетная система государства.
Возрождение бюджетной системы произошло после проведения в 1922 и 1924 годах денежной реформы. Была стабилизирована национальная валюта – червонец. Это позволило восстановить систему денежных налогов и расходы государства стали финансироваться за счет поступающих налоговых платежей.
Первые бюджеты были составлены в союзных республиках на 1922 год, а после образования СССР в декабре 1922 года был еще сформирован союзный бюджет, общий для всех республик.
Начиная с 1923 года бюджетная система включала в себя два уровня -союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, входящих в СССР. В этот период эти бюджеты были автономны друг от друга и не объединялись в единый бюджет.
Местные бюджеты в начале 20-х годов не формировались и расходы на содержание местного хозяйства финансировались из бюджетов союзных республик.
Формирование местных бюджетов стало осуществляться только с 1927 года. Эти бюджеты были образованы за счет выделения доходов и расходов из бюджетов союзных республик.
С конца 20-х годов бюджетная система приобрела форму бюджетной системы федеративного государства, состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
В таком виде бюджетная система просуществовала до 1936 года, т.е. до принятия новой конституции СССР, в соответствии с которой была проведена очередная бюджетная реформа. В соответствии с конституцией, бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов.
Начиная с 1937 года, стал формироваться единый консолидированный государственный бюджет СССР, который включал в себя все бюджеты административно-территориальных единиц. Структура бюджетной системы в целом сохранилась и включала в себя три уровня.
В этот же период в состав государственного бюджета был включен еще специальный целевой бюджетный фонд, который до этого был внебюджетным. Это государственный бюджет социального страхования. Он был предназначен для выплаты пособий рабочим и служащим и выплаты пенсий.
В таком виде бюджетная система просуществовала до начала 90-х годов.
После августовских событий 1991 года государственный бюджет СССР был упразднен и вместо консолидированной бюджетной системы СССР на территории РФ, и других государств были сформированы новые государственные бюджетные системы.
В настоящее время в РФ бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, который до 1995 года назывался республиканским, и бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты.
При формировании бюджетной системы в начале 90-х годов автономными стали федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а местные бюджеты остались консолидированы в бюджеты субъектов.
Начиная с 1 января 2000 года структура бюджетной системы регулируется бюджетным кодексом РФ.
|