Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Организация бюджетного учета в Российской Федерации

 


     Экономические реформы в нашей стране привели к открытию границ. Федерация и субъекты Федерации получили право производить заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но на пути ведения переговоров с потенциальными инвесторами и заемщиками встал барьер - финансовая информация. Главным преткновением в этом вопросе является форма подачи финансовой информации, которая должна быть удобной и знакомой инвесторам. Поэтому, потенциальным заемщикам (местным и региональным бюджетам) необходимо подготовить и предоставить финансовые отчеты, которые соответствовали бы международной практике и позволяли бы предоставлять четкие и убедительные доказательства  собственной платежеспособности.

     До недавних пор бюджетный учет в России рассматривался как система отражения финансовых потоков с участием государства. По сути, основная задача бухгалтеров, занятых в этой сфере, сводилась к кассовому учету бюджетных денег. Только смысл, который вкладывался в работу на различных уровнях, был разным.

     Органы власти (распорядители бюджетных средств) следили за тем, как пополняется казна, хватает ли средств на решение тех или иных проблем, следили за целенаправленностью использования поступлений. Учреждения (получатели бюджетных средств) обосновывали объемы необходимого им финансирования и отвечали за целевое использование поступлений. Казначейства контролировали исполнение финансовых планов и переводили деньги со счетов распорядителей на счета получателей.
 
    Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях осуществлялся по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета (Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 г. №107Н.).
     Основными недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:
-    трудоемкость учета, вызываемая прежде всего дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);   
-    отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета и его частое отставание от синтетического учета;
-    формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

     Кассовый подход к бюджетному учету позволял решать только  две задачи: обеспечивал баланс  между доходами и расходами и не допускал бесконтрольного расходования казенных  средств. Однако время не стоит на месте. Бюджетная политика меняется, и в современных рыночных условиях привычной системы учета, которая позволяет следить лишь за движением денег, государству оказалось недостаточно.  
    
     Для анализа эффективности использования бюджета, для оценки его воздействия на экономику и для рационального управления финансами требуются принципиально иные сведения. А поскольку самым объективным источником такой информации являются данные бухгалтерского учета, после нескольких лет сомнений, обсуждений, уточнений основных методологических подходов к бюджетному учету и технических приемов его ведения приказом Минфина России от 26.08.2004 г. №70Н утверждена новая инструкция по бюджетному учету (далее – Инструкция). Перейти к новому применению новой Инструкции по бюджетному учету бюджетные учреждения должны до 1 октября 2005 г. Исключение сделано только для нового объекта учета – непроизводственных активов, постановка которых на баланс осуществляется в сроки оговоренные в п.4 приказа Минфина России (с 1 января 2006 г.).  

     Можно выделить следующие конечные цели, которых государство надеется достичь с помощью новой системы учета. Это, во-первых, - более взвешенное бюджетное планирование и отказ от нерациональных расходов; во-вторых, - более эффективный контроль исполнения бюджетов снизу доверху; в-третьих, - обеспечение открытости и прозрачности всех операций с государственными финансами; в-четвертых, - обеспечение единства бюджетного учета при исполнении бюджетов любых уровней.

     У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Бюджетные отношения опосредуют различные направления распределительного процесса между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны и охватывают уровни хозяйствования (федеральный, субъектов Федерации, местный). При этом, бюджетные отношения носят объективный характер это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база.

      
Субъекты бюджетного учета.

    В основу новой Инструкции по бюджетному учету, положено принятое в руководстве по статистике    государственных финансов, разработанного Международным валютным фондом разделение экономики любого государства на пять секторов:
1.    нефинансовые корпорации;
2.    финансовые корпорации;
3.    сектор государственного управления;
4.    сектор некоммерческих организаций;
5.    сектор домашних хозяйств.
     Новая Инструкция по бюджетному учету распространяется только на субъектов сектора государственного управления, не затрагивая иные секторы экономики.

     
Общая структура сектора государственного управления.
   Каждый из 5 секторов экономики состоит из совокупности институциональных единиц.  Институциональная единица -  это структура, которая сама владеет своими активами, сама и от своего имени принимает обязательства, сама занимается экономической деятельностью и ведет операции с другими секторами экономики.

     Согласно действующему гражданскому законодательству РФ бюджетные учреждения от своего имени обязательства не принимают и никакими активами не владеют. Все имущество бюджетного учреждения принадлежит его собственнику и находится у бюджетного учреждения на праве оперативного управления (ст. 120, 296 Гражданский кодекс РФ). Это правило в равной степени касается имущества переданного бюджетному учреждению собственником, а также имущества, приобретенного бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

     Таким образом, институциональными единицами  в секторе государственного управления являются не отдельные бюджетные учреждения, а соответствующие органы, представляющие интересы собственников (субъектов гражданского права), владеющих активами, и принимающих обязательства, а также экономические решения и несущих ответственность за эти решения. 

     Субъектами гражданского права согласно ст. 124 ГК РФ являются Российская Федерация, 89 субъектов РФ и около 11 тыс. муниципальных образований (число которых предполагается в ближайшее время увеличить до 30 тыс.).

     Следует подчеркнуть, что Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, а те в свою очередь, не отвечают по обязательствам РФ и обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

      Таким образом, исходя из положений ГК РФ и учитывая деление бюджетной системы по уровням в секторе государственного управления, можно выделить 3 подсектора.


Таблица. Сектор государственного управления.

 

Сектор государственного управления.

Правительство РФ:

Органы управления субъектов РФ:

Органы местного самоуправления:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

местные бюджеты.

1 институциональная единица

89 институциональных единиц.

Около 11 тыс. институциональных единиц.

 

     Каждая институциональная единица должна формировать полный баланс активов и обязательств, поскольку она является участником рыночных отношений (в том числе – в сфере своих бюджетных обязательств).

    
Признаки субъектов бюджетного учета и их правовой статус.
  Основные признаки субъектов сектора государственного управления  (т.е. субъектов бюджетного учета):
-    государственное финансирование и полный государственный контроль;
-    нерыночность оказываемых такими субъектами услуг.
В рамках частного (гражданского) права субъектом бюджетного учета является бюджетное учреждение.
В рамках бюджетного права субъектами бюджетного учета являются:
-    главный распорядитель бюджетных средств;
-    распорядитель бюджетных средств;
-    получатель бюджетных средств;
-    органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета (как правило, это органы Федерального казначейства).

    
Объекты бюджетного учета.

     В соответствии с определением, приведенным в п.1 новой Инструкции, объектами бюджетного учета являются:
-    финансовые и нефинансовые активы;
-    обязательства;
-    операции, приводящие к изменению вышеназванных активов и обязательств.

   
Нормативное регулирование бюджетного учета.
      Перечень нормативных правовых документов, регулирующих бюджетный учет, приведен в п.1 Инструкции. К ним относятся:
-    Федеральный закон от 26.12.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
-    бюджетное законодательство;
-    иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
-    Инструкция №70Н от 26.08.2004 г.
 
След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика