Рынок породил такое явление, как банкротство. Кризис неплатежей охватил немало предприятий и в нашем крае. Возникает ситуация, когда предприятия закрываются и его имущество продается, что называется, с молотка. Какими правовыми нормами регулируются действия органов власти по отношению к банкроту? 1 марта 1993 года, был принят Закон Российской Федерации" О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Что важно, в этот закон вложены все возможные формы воздействия на несостоятельные предприятия в рамках внесудебной и судебной процедуры, чтобы помочь им выжить, предотвратить их ликвидацию. Среди таких форм воздействия - внешнее управление имуществом должника, санация.
Следует напомнить, что несостоятельность может быть признана только после официального заявления должника о добровольной ликвидации данного предприятия или в судебном порядке.
Понятие "несостоятельность" включает в себя в качестве одного из основных признаков неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Не может быть признано несостоятельным предприятие в случае неуплаты штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций не являются кредиторской задолженностью по оплате товаров (работ и услуг). Под неспособностью предприятия обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды подразумевается отсутствие денежных средств, необходимых для уплаты налогов обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм.
Далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности признания предприятия-должника несостоятельным (банкротом). В соответствии с Законом принимается во внимание лишь сумма задолженности, превышающая стоимость имущества должника. Ликвидация предприятия по любой причине - процесс всегда крайне болезненный и с экономической и с социальной точек зрения. Для экономики в целом в подавляющем большинстве случаев сохранение предприятий предпочтительнее.
Для тех, кто зашел в "хозяйственный тупик," закон предусматривает возможность выхода из него при условии соблюдения баланса интересов всех сторон. Если эксперты и суд сочтут, что экономическое положение завода или фирмы не безнадежно, что более компетентное руководство, маркетинговые действия, работа на рынке и с кредиторами, продажа части имущества и другие действия помогут восстановить платежеспособность предприятия, то в этом случае для ведения дел назначают арбитражного управляющего. Ему предоставляются весьма широкие полномочия, и он действует по плану, одобренному кредиторами.
Санация - это финансовая помощь несостоятельному предприятию не только со стороны кредиторов и спонсоров, но в отдельных случаях и государства, чтобы поддержать банкрота какое-то время, предотвратить его полное разорение и ликвидацию. Закон отводит санации очень важное место, и понятно почему.
Будучи на протяжении десятилетий монопольным собственником, государство несет еще и моральную ответственность за предприятия. Оно определяет, какие заводы, фабрики, объединения необходимы государству и обществу. Государство просто обязано поддержать такие коллективы, оказавшиеся в критической ситуации, коль механизмы социальной поддержки незанятого населения еще действует слабо.
Вот почему целесообразно применять по отношению к ним предусмотренную законом процедуру, дать шанс поправить положение, причем на решение этих проблем законом предоставляется до 18 месяцев. Дело в том, что нельзя признать предприятие несостоятельным только потому, что оно является временно неплатежеспособным. Бывает, что предприятию должны больше, чем оно должно само и при возврате средств оно может стать платежеспособным.
В Российской Федерации созданы специальные государственные органы по делам о несостоятельности. С их ведома в арбитражный суд подаются заявления и иски о несостоятельности предприятий. Они проводят значительную работу, направленную на соблюдение Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятия".
|