Эффективная деятельность предприятия в условиях рын. экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, т.е. прогнозирования. План развития предприятия включает след. основные разделы:
1.план производства промышленной продукции (производственная программа);
2.план развития науки и техники;
3.план повышения экономической эффективности производства;
4.план капитальных вложений и капитального строительства;
5.план материально-технического обеспечения;
6.план по труду и кадрам;
7.план по издержкам производства и реализации продукции;
8.финансовый план;
9.план социального развития коллективов предприятий и объединений;
10план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Планирование производства продукции - основной план пред-я, в кот. устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Главная задачаплана производства продукции – доказать потенциальным партнерам и инвесторам, что предприятие будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с надлежащим качеством.
ПМ предпр-я – это показатель, отражающий max способность пред-я по выпуску продукции, в натуральных или стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена, сутки, месяц, квартал, год). Величина мощности зависит от многих факторов: кол-ва установл. оборуд-я, технич. нормы произв-ти ведущего оборуд-я, возможного фонда времени работы оборуд-я и исп-я произв.площадей на протяж. года, номенклатуры, ассортимента и кач-ва изготавл. продукции, нормативов продолжит-ти пр.цикла и трудоемкости изгот-я прод-ции (выполняемых услуг) и т.д.
ПМ предпр-я опред. по мощности ведущих произв. цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощ-ти ведущих произв-в. Экон.обоснование ПМ – важнейший инструмент планир-я пром.пр-ва (потенц.возм-ть валового вып-ка пром.прод.).
Пути улучшения исп-я ПМ: 1.Сократить простои оборуд-я и повысить коэфф.его сменности; 2.Повысить фондовооруженность путем внедрения новых, более прогрессивных оборуд-я и технологии; 3.модернизировать действ. парк осн.технологич.оборуд-я; 4.быстрое освоение вновь вводимых мощностей; 5.углубить специализацию и расширить кооперацию; 6развитие акцион. формы хоз-я и приватизация предпр-й 7. Совершенствование структуры основных производственных фондов и др.
Важнейший раздел плана развития предприятия — производственная программа, или план производства продукции. Показатели производственной программы: темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукции для экспорта»), включая показатель качества продукции.
Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции.
В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
Стоимостными показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.
По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая выполняемый силами промышленно-производ-ственного персонала капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические локазатели, служат товарная и валовая продукция.
|