С точки зрения компании, маркетинг предназначен для отслеживания целей, потребностей и желаний потребителей. Для этого у маркетологов имеются самые разные инструменты, включая общение с продавцами, анализ материалов исследования, работа с фокусными группами, испытание рынков, раздачу образцов продукции и статистический анализ имеющихся данных по продажам. Результаты, полученные из этих источников, позволяют выявлять новые возможности для разработки новых продуктов или новых характеристик.
При постоянном взаимодействии компании с потребителем возникают связи, которыми можно управлять. Маркетинг исходит из долгосрочного характера такой связи. Основой для удержания потребителя, формирования у него лояльности к компании и поддержания длительных отношений становятся оказание помощи при выборе ее продукции и подгонка ее на заказ на основе комбинирования информации, полученной от отдельного человека, и гибкого производства.
Существует ряд методов и средств для обеспечения эффективного взаимодействия с потребителем на основе Интернет-технологий. Наиболее распространенными средствами обеспечения взаимосвязи с клиентами являются гостевая книга, форма для запроса определенной информации, форма для заказа товара, анкета и др. Наиболее перспективными представляются следующие методы:
- технология персонализации;
- поддержка персональных заказов в режиме реального времени;
- совместное производство.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1) Персонализация. Специфической формой продуктовой дифференциации является персонализация. Она позволяет переходить от стандартного продукта или услуги к решению, учитывающему вкусы и особенности каждого отдельного потребителя.
Эффективная персонализация требует получения самой различной информации и механизмов ее дальнейшего использования.
Конкурентное преимущество возникает, когда на рынке появляется прочная и долгосрочная позиция, позволяющая компании получать адекватную прибыль. Компания, которая первая прибегает к эффективному персонализированному подходу в отдельной отрасли, может захватить основную долю самых выгодных потребителей.
Персонализация создает возможности для приобретения новых знаний о текущих потребностях, о будущих тенденциях и основных способах создания дополнительных свойств уже имеющейся продукции и ее новых образцов. Это помогает воспользоваться общей производственной концепцией более эффективно.
В настоящее время электронная персонализация на основе Интернет-технологий является наиболее перспективным подходом. Персонализированные советы в диалоговом режиме помогают потребителям определиться, какой вариант для них наиболее предпочтителен. Комбинируя проверенные приемы маркетинговых исследований с возможностями новой информационной среды, Web-маркетологи разрабатывают системы, которые оказывают помощь при выборе очень широкого диапазона категорий продукции. Интерактивная помощь при выборе охватывает большой диапазон продукции, старается определить индивидуальные вкусы и потребности и на основании этого выдать рекомендации. Если такие рекомендации оказываются востребованными и точными, они способствуют созданию дополнительной ценности и лояльности.
Инструментарий для электронной персонализации. На практическом уровне в настоящий момент применяются и разрабатываются несколько технологий в этой области. Среди них:
- электронная аналитика;
- персонализация на базе правил;
- мгновенная персонализация.
Системы электронной аналитики упрощают задачу персонализации информационного наполнения сайта. Благодаря информации, предоставляемой электронным аналитическим механизмом, проще обновлять и совершенствовать сайт. Такие механизмы отвечают за сбор конкретных сведений о посетителях сайта, отмечая посещаемые ими страницы и приобретенные товары, а иногда задавая и прямые вопросы.
По завершении анализа данных программа генерирует отчеты, которые свидетельствуют об эффективной или неэффективной работе сайта.
Один из способов использования информации, полученной с помощью аналитического инструментария, - инсталлировать механизм персонализации на базе правил. Механизмы на базе правил обеспечивают настройку информационного наполнения страницы не в соответствии с особенностями поведения и интересами пользователя, в данный момент обратившегося на сайт, а согласно набору правил, определенному авторами сайта.
В основе технологии мгновенной персонализации - огромная база данных, содержащая информацию, полученную из различных независимых источников.
Происходит деление всех потенциальных пользователей на определенное число категорий, и строятся базовые страницы для каждой из категорий.
Результат любого процесса персонализации - увеличение числа пользователей, продлевающих свой визит и повторно посещающих узел.