Структура электронного бизнеса в зависимости от участников процесса и характера их взаимодействий может быть представлена следующим способом:
- электронная торговля (e-commerce);
- электронные частные закупки (e-procurement);
- электронные государственные закупки (e-government); •электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers);
- электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners);
- электронное обслуживание служащих (e-care for employees).
Особо следует выделить такой вид, как электронное обслуживание теневых (криминальных) структур. Данный вид деятельности является незаконным, но в реальной действительности в этом секторе оборачиваются значительные средства, которые должны отслеживаться соответствующими службами электронного мониторинга.
Напомню, что под электронной коммерцией понимается форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а взаимодействия между поставщиком и потребителем — с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Электронная коммерция открывает новые возможности для ведения бизнеса, которые включают сокращение расходов, расширение традиционных и внедрение новых операций и услуг, уравнивание возможностей участников и увеличение доли на рынке, трансформирование традиционных правил ведения бизнеса и др. Себестоимость электронного бизнеса гораздо меньше традиционного, поэтому можно тратить значительно больше средств на обслуживание клиентов. Так, например, обыкновенная банковская транзакция стоит 1,07 долл., а в режиме
«онлайн» в Интернете — менее 0,1 долл. Себестоимость страховых полисов, реализуемых электронным способом, также составляет лишь 50% их себестоимости в традиционных системах и т.д.16
К « электронной коммерции» в широком смысле как к сфере цифрового хозяйства относятся:
- Глобальный электронный маркетинг, в том числе продвижение традиционных товаров и услуг. Интерактивность (способность к диалогу) средств массовой коммуникации уже сегодня изменяет парадигму рекламного дела и исследований рынка. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями;
- «электронная коммерция» в узком смысле, предполагающая торговлю «неосязаемыми» товарами, которые могут передаваться в цифровой форме и/или оплата которых может производиться в цифровой форме. К таким товарам относится информация в текстовой, графической или звуковой форме;
- «удаленные услуги». Многие услуги, связанные с консультированием, юридической и бухгалтерской поддержкой и прочее могут оказываться на расстоянии (сюда относится и аутсорсинг);
- «дистанционная работа». В сфере нематериального производства становится возможной организация «распределенных офисов», в которых совместно работают люди, находящиеся в различных помещениях, городах и даже странах.
Целесообразно отметить, что электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. Электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя широкий спектр коммуникационных технологий, таких как электронная почта, факс, технология электронного обмена данными (EDI) и электронные платежи (EFT). Каждая из этих технологий используется для поддержки электронной коммерции.
EDI - метод кодировки последовательных транзакций и их обработки в on¬line режиме используется уже 30 лет. EDI избавляет от необходимости обработки, почтовой рассылки и повторного ввода в компьютеры бумажных документов -процесса, который не только весьма неэффективен, но может также порождать и ошибки. Так, в компании Campbell Soups, 60% всех поступающих заявок на поставку продукции содержали ошибки именно такого происхождения. По оценкам, до 40% рабочего времени менеджеров по продажам этой компании тратилось на ликвидацию последствий этих ошибок. Компания надеется существенным образом нормализовать ситуацию путем перехода на электронный документооборот - EDI. Кроме того, использование EDI позволит уменьшить время обработки поступающих заявок с 48 до 18 часов.
Уменьшение издержек - наиболее впечатляющий результат внедрения EDI. Обработка заявки, поступившей в форме бумажного документа, обходится в $150, использование же EDI уменьшает эту цифру до $25. EDI существенно уменьшает себестоимость, однако начальные вложения в программное обеспечение, осуществляющее преобразование данных в EDI-формат и обратно, достаточно велики. Поэтому лишь крупные корпорации смогли воспользоваться выгодами от внедрения технологии EDI. Однако использование Интернет в качестве коммуникационной основы для EDI позволяет устранить ценовой барьер и открывает небольшим компаниям пути к использованию этой технологии.
Рассмотрим подробнее существующие системы электронных платежей. Все электронные платежные системы условно делятся на два вида: кредитные и дебетовые. Кроме того, электронные платежные системы можно разделить на анонимные (когда, в отличие от обычных наличных денег, невозможно проследить за переходом денег из рук в руки) и неанонимные (когда не только банк, но и продавец могут получить персональные и банковские данные клиента, включая детали покупки).
Кредитные системы - это аналог обычных систем, использующих для платежей кредитные карточки, но только с применением Интернета для передачи данных и с рядом услуг по обеспечению безопасности - цифровая подпись, шифрованные данные и т.д. К числу подобных систем относятся Cybercash, heckFree, open Market, First Virtual и другие системы, использующие протокол SET (предложен для платежей в Интернете компаниями VISA и MasterCard). Основными недостатками кредитных систем являются:
- необходимость проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки, что увеличивает издержки на проведение транзакций и делает системы неприспособленными для микроплатежей, которые являются основными в Интернете;
- отсутствие анонимности и, как следствие, навязчивый сервис со стороны торговых структур (передача персональных и банковских данных пользователя в виртуальный магазин может привести к тому, что продавец изучит пристрастия клиента и впоследствии «замучает» его своей рекламой);
- неудобство для покупателей, связанное с необходимостью открытия кредитного счета, если таковой отсутствует;
- проблема безопасности при передаче данных карточки по сети.
Сегодня вероятность того, что кто-то перехватит информацию о кредитной карте (при минимальной осторожности ее хозяина), очень мала.
В дебетовых системах для расчетов используются цифровые эквиваленты чеков и наличных денег. В частном случае цифровым эквивалентом являются так называемые цифровые наличные. К дебетовым системам относятся DigiCash, Mondex, NetCash, NerChex, NetBill, NetCheque, VISA Cash и др.
В системе NetCheque, например, при открытии счета выпускается электронный документ, в котором содержится имя плательщика, название финансовой структуры, номер счета плательщика, название (имя) получателя платежа и сумма чека. Основная часть информации не кодируется. Как и бумажный чек, NetCheque имеет электронный вариант подписи (цифровую группу), подтверждающий, что чек исходит действительно от владельца счета. Прежде чем чек будет оплачен, он должен быть подтвержден электронной подписью получателя платежа.
В дебетовых системах, основанных на использовании цифровых наличных, не требуется подтверждения третьей стороны, в результате чего стоимость их использования мала. Это, в свою очередь, означает, что ими удобно пользоваться для микроплатежей.
Цифровые наличные представляются специальным цифровым кодом, записанным в файл. Файлы могут хранится на диске компьютера (например, DigiCash, NetCash и CyberCoin) или в памяти смарт-карт (например, Mondex).
• Смарт-карты представляют собой устройства, с виду похожие на простые кредитные карты, но в отличие от них содержащие в себе полноценный компьютер, т.е. процессор, память, программу устройства ввода/вывода. Поскольку все элементы карты интегрированы в одну маленькую микросхему, ее стоимость ненамного выше стоимости обычной кредитки.
Основные достоинства цифровых денег:
- удобство использования как для макро-, так и для микроплатежей;
- невысокая стоимость выполнения трансакций, их обработки и учета по сравнению с традиционными деньгами, кредитными картами, чеками и другими средствами платежа;
- анонимность (в той или иной степени) транзакций, поскольку при их использовании не требуется удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности. Это позволяет дать в долг цифровые наличные любому лицу;
- возможность дистанционной оплаты по Интернету им по телефону (в последнем случае, правда, у обеих сторон должен быть специальный телефон с устройством для карты).
Следует делать различие между электронной торговлей реальными товарами и услугами и электронной торговлей информационными товарами и услугами, которые могут быть получены непосредственно по сети. Торговля электронными материалами (программным обеспечением, видео-, аудиопродукцией, графикой, играми, мультимедийными приложениями и т.д.) представляет собой новый способ ведения продаж, для которого полный цикл коммерческой сделки может быть проведен одновременно через одну и ту же сеть (включая и доставку) с учетом конкретных требований по оплате, контролю за правами на интеллектуальную собственность и т.д. В зависимости от успешных решений на рынке электронные товары могут создать абсолютно новый рынок и произвести революцию в отдельных сферах. Эта инновационная форма электронной коммерции также оказывает огромное влияние на конкурентоспособность и создает новые рабочие места.
Доступность широкого спектра коммуникационных технологий, в том числе электронного обмена данными и электронных платежей, делает электронную среду привлекательной для ведения бизнеса. При этом происходит не просто перенос торговли реальными товарами в Интернет-среду, но и новых появление новых информационных товаров и услуг, доступных для получения по Сети.
|