Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации разделена на 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) судебную. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами. Конституция признает и гарантирует местное самоуправление.
Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием (Парламентом), состоящим из двух палат — Государственной Думы (450 депутатов) и Совета Федерации (по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, всего 178 членов). Основная функция Федерального Собрания — принятие федеральных законов.
Проект закона поступает сперва в Государственную Думу, где он обсуждается, при необходимости корректируется и принимается путем голосования простым большинством депутатов. Затем закон из Думы поступает в Свет Федерации для рассмотрения. Одобренный Советом Федерации проект Закона направляется на подпись Президенту РФ.
Исполнительную власть в Российской Федерации представляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Правительство — это председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, они обеспечивают исполнение федеральных законов, проведение единой финансовой и бюджетной политики, осуществляют руководство отраслями экономики. Президент готовит ежегодное бюджетное послание, Правительство ежегодно разрабатывает проект бюджета на финансовый год и в соответствии с бюджетным процессом представляет его Государственной Думе.
Система органов исполнительной власти субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов) устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной исполнительной власти на всей территории с Российской Федерации.
В Конституции РФ установлены перечни предметов и полномочий, отнесенных к ведению Федерации и к совместному ведению Федерации и его субъектов. Вне этих пределов за субъектами Федерации признается вся полнота государственной власти. Но централизация исполнительной власти не ослабевает применительно к власти федеральных полномочий.
Содержание (финансирование) государственных органов управления и местного самоуправления вызывает необходимые затраты. В Законе "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти в РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 установлено, что ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в составе расходов соответствующего бюджета.
Объемы расходов на содержание аппарата управления определяются на основании утвержденного штатного расписания и сметы расходов с учетом инфляции. Финансирование расходов из федерального бюджета осуществляется через Федеральное казначейство Министерства финансов РФ.
|