Спрос на какой-либо товар или услугу — это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
Шкала спроса — таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.
Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.
Цена, Р |
1 |
2 |
3 |
4 |
Величина спроса, Q |
30 |
20 |
15 |
10 |
Рис. 5. Кривая спроса
Объем спроса — это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса — это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
-
доходы потребителей;
-
вкусы и предпочтения потребителей;
-
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
-
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
-
информация о товаре;
-
время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
|