Основными субъектами хозяйствования ни территории являются домохозяйства (хаусхолды), фирмы, государственные и муниципальные предприятия. Степень хозяйственной активности хаусхолдов и соответствующий этому уровень жизни населения выступает основным показателем эффективности регионального управления на соответствующей территории.
Деятельность домохозяйства включает трудовую активность его членов как в других хозяйственных организациях (фирмах), так и работу внутри его (фермерство, ремесленное производство, услуги, обслуживание членов семьи и др.). Последние выступают главными поставщиками трудовых ресурсов, а также основными потребителями продукции предприятий обслуживающих отраслей. Домохозяйства в силу инерционности, обусловленной их распыленностью, сообщают спросу более плавную эластичность, гася этим пики и падения в производстве продукции обслуживающих отраслей. Все это предполагает необходимость активного участия территориальных органов (региональных, муниципальных) в регулировании функционирования домохозяйств.
С участием рабочей силы, поставляемой домохозяйства-ми, функционирует множество различных фирм, государственных, муниципальных, общественных и иных организаций.
Основными хозяйствующими субъектами на территории являются предприниматели. Именно эту категорию населения называют «сливками общества», «дрожжами хозяйствования». Такое уважение они получают за умение и стремление расширить хозяйство, создать новые рабочие места, от которых получают средства существования другие члены общества.
Предпринимательство может быть индивидуальным и коллективным.
Индивидуальный предприниматель — это главный объект заботы муниципальных органов. Его надо и поддержать, и проконтролировать, и обучить, и предупредить, и собрать в союз, и т. д. Индивидуальный предприниматель может выступать как собственником управляемого имущества (обладать правом владения, пользования и распоряжения лм), так и не быть таковым, а только пользоваться этим имуществом на правах аренды, займа и Др. Поскольку индивидуальный предприниматель имеет больше свободы действий, чем менеджер крупной корпорации, он требует повышенного внимания со стороны муниципальных и региональных органов в вопросах территориальной экономической координации.
Более инерционным объектом в хозяйствовании и региональной координации являются объединения предпринимателей, или фирмы. Они действуют в различных правовых формах, выступают как юридические лица и представляют собой основной субъект рыночных отношений на территории.
Наряду с фирмами, на территории действуют и другие ассоциированные хозяйствующие субъекты. Это банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные и муниципальные организации (предприятия).
Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность. Фирма подпадает под категорию «организация».
В традиционном отечественном законодательстве и хозяйственной практике широко используется термин «предприятие». Под ним обычно понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, совпадающий по своим характеристикам с фирмой. Однако такое определение разнится с категорированием фирмы и предприятия в международной практике. Во многих зарубежных странах обычно под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, которая представляет собой совокупность материальных и людских ресурсов, организованную для достижения определенных целей. В их законодательстве предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права. Оно не признается как хозяйственное образование, обладающее обособленным имуществом, собственным балансом и пользующееся правами юридического лица. Этот комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или их объединению). С этой классификацией согласуются категории муниципальных и государственных (в т. ч. региональных) предприятий, которые также принадлежат другому собственнику, то есть предпринимателю — в лице муниципалитета или государства (через центральные или региональные органы). Наличие у них расчетных счетов и хозяйственной самостоятельности представляет собой лишь способ достижения поставленной собственником (предпринимателем в лице государства или муниципалитета) цели. При этом, однако, подобные предприятия в РФ обладают собственным балансом (но не обособленным имуществом) и правами юридического лица.
По мере врастания экономики России в мирохозяйственные связи международная терминология все более проникает в российское законодательство. Это требует от современных менеджеров все большего использования в практической деятельности не противоречащего российскому законодательству международного управленческого категориального аппарата.
Фирма может иметь одно или несколько предприятий (например, группы предприятий фирмы Knauff, Siemens, General Motors, Schlumberger, АвтоВАЗ, мебельная фирма «Краснодар»). Между предприятиями одной фирмы устанавливаю гея производственные взаимосвязи. Это формирует технологическое разделение труда на внугрифирмен-ном уровне. Однако на уровне региона такое разделение труда просматривается слабо.
К материально-денежным активам предприятий относятся здания, сооружения, оборудование, товары, денежная наличность, денежные требования, права собственности, авторские и др. права.
К нематериальным активам предприятий относятся положение на рынке, клиентура, репутация, деловые связи и др.
Наряду с частными фирмами, государственными и муниципальными фирмами и предприятиями, на региональном рынке представлены фирмы и предприятия различных кооперативных, общественных и иных организаций. П^сль, 4i^d также, как правило, обладают обособленным балансом и правами юридического лица.
Несколько обособленную форму хозяйствования представляют собой смешанные (совместные) фирмы или предприятия. Они бывают двух типов:
1) самостоятельные фирмы (предприятия), часть собственности которых принадлежит государству (в ток числе региональному органу) или муниципалитету (местному самоуправлению);
2) самостоятельные фирмы (предприятия), часть собственности котооых принадлежит иностранным юридическим лицам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления автономны в распоряжении принадлежащей им собственностью. Это открывает перед ними широкие возможности и создает экономический интерес в проявлении предпринимательской инициативы, развитии предпринимательской инфраструктуры, а также коммерческих (прибыльных) муниципальных и смешанных (совместных) фирм (предприятий).
На территории муниципальных образований, в регионах действует множество различных фирм. Регулирование их деятельности региональными и муниципальными органами должно осуществляться с учетом их характера и правового положения. Такой подход обеспечит максимальный управленческий эффект.
R традиционной форме используется классификация фирм по характеру деятельности, по правовому положению и формам собственности.
А. ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ фирмы подразделяются на 5 групп:
1) промышленные (в чих более полсзины оборота составляет производство промышленной продукции);
2) торговые (они в основном занимаются куплей-продажей товаров);
3) транспортные (занятые перевозками);
4) транспорт! ю-экспедиционные (обеспечивающие доставку грузов);
5) страховые (они осуществляют страхование грузов при международных перевозках).
Правовое положение фирмы указывает на то, кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, а также в чьем ведении находится решение конкретных вопросов деятельности фирмы. Информированность об этом имеет особую важность для региональных и местных органов для выстраивания отношений в регулировании хозяйственной деятельности различных субъектов на подведомственной территории.
В мировой практике правовое положение фирмы определяется гражданским и торговым правом. Как правило, фирмы, зарегистрированные в торговом реестре, являются юридическими лицами.
Юридические лица — это обычно объединения людей, наделенные присущими им правами и обязанностями имеющие имущественную обособленность от имущества его членов. Степень имущественной ответственности юридического лица и составляющих его членов опр"/'/'. ;.-,;.:-• положением фирмы. В ряде стран юридическое лицо может быть образовано и одним юридическим или физическим лицом.
Основные признаки юридического лица:
— самостоятельная имущественная ответственность;
— непосредственная независимость от входящих в его состав лиц;
— наличие общей цели для входящих в его состав лиц;
—г- наличие целостной организационной структуры.
Б. ПО ПРАВОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ фирмы делятся на 2 вида:
1) Единоличные фирмы (предприятия) (sole proprietorship). Такая фирма (предприятие) представляет собой наиболее жесткую форму имущественной зависимости ее членов от результатов деятельности. Она может быть собственностью одного физического лица или семейства, которое несет всю ответственность по ее обязательствам всем имуществом фирмы и всем личным имуществом, если оно не обособлено от капитала фирмы. Ею управляет либо ее владелец, либо уполномоченный им менеджер (управляющий) при сохранении за собственником права контроля, Обычно форму единоличной имеют малые и средние фирмы, хотя встречаются и гиганты (например, «Оли-
ветги»).
2) Объединения предпринимателей (корпорации). Такие объединения могут быть с полной ответственностью и с ограниченной ответственностью.
Корпорированные фирмы с полной ответственностью могут пользоваться особым доверием и льготами со стороны региональных органов, поскольку их собственники, как правило, имеют полную имущественную зависимость и соответственно песуг ответственность за результаты хозяйствования. Таким фирмам с меньшим риском можно выдавать ссуды, осуществлять авансирование за выполнение заказов. Они могут быть наиболее ответственными и надежными участниками региональных и муниципальных программ. Объединения предпринимателей (корпорации) такого типа, как правило, могут быть в форме полного товарищества (в нем все члены несут ответственность всем личным имуществом пропорционально доле в общем имуществе) и в форме коммандитного товарищества (в нем «полные товарищи» несут ответственность всем личным имуществом, а «коммандисты» — только вкладами в общее имущество.
Корпорированные фирмы с ограниченной ответственностью обычно существуют в паевой и акционерной формах.
ПАЕВЫЕ ФИРМЫ обычно представлены обществами с ограниченной ответственностью (000). Их члены (учредители и участники) несут ответственность только вкладами (паями) в общее имущество и не могут передавать (продавать) свои паи другим лицам без согласия большинства членов 000. Корпорированные фирмы, схожие с российскими 000, имеют за рубежом следующие сокращенные обозначения: в Англии и США — Lid, Германии —GmbH, Италии — SRL, Франции — SARL, Греции — ERE. По международной классификации в странах Европейского сообщества такие корпорнрованные фирмы относят к компаниям частного типа. В них, как и в Российской Федерации, ограничено число участников, предусмотрен особый порядок передачи паев, ограничена внешняя информация.
АКЦИОНЕРНЫЕ ФИРМЫ — это объединения капиталов путем выпуска акций. По международной классификации они относятся к компаниям публичного типа. В них, как правило, не ограничено число участников, основная информация носит открытый характер. Как и в 000, имущественная ответственность существует только в пределах вкладов (в данном случае — в по-купку акций). В отличие от многих зарубежных стран, в России наряду с открытыми акционерными обществами (ОАО), где акции свободно меняют владельца, существуют закрытые акционерные общества (ЗАО), имеющие именные акции, передача которых ограничена. Последние возможны только для лимитированного числа участников и менее распространены, чем ОАО. Законодательство РФ для ОАО примерно совпадает с соответствующим законодательством зарубежных стран. Фирмы, схожие с российскими открытыми акционерными обществами, имеют следующие сокращенные наименования: в США — Corp, Inc, Англии — Р1с, Германии — AG, Франции и Италии — SA, Греции — АЕ. Причем, во многих странах (Франция, Голландия, Греция, Бельгия, Испания, Португалия и др.) в названии акционерных
обществ присутствует слово «анонимное» — то есть без указания имени владельца. Важно иметь в виду, что у акционерного общества может быть и один владелец (собственник всех акций). Это делается для того, чтобы избежать личной имущественной ответственности учредителя фирмы, ограничив ее лишь вложениями в акции. Информированность об этом позволяет региональным органам дифференцировать свои взаимодействия с акционерными фирмами.
В. ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ фирмы делятся на следующие 4 типа:
1) Государственные (в том числе региональные) фирмы. К ним относятся те, в имуществе которых доля государства составляет более 50%. В РФ основная часть государственных фирм существует в промышленности (особенно добывающей) и на транспорте. В торговле государственные фирмы в основном заняты в международных товарообменных операциях.
2) Муниципальные фирмы в основном представлены предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, водо-проводно-канализационной, энергетической, транспортной и др. службами. Существуют муниципальные фирмы (предприятия) в торговле, бытовом обслуживании, сфере образования, культуры, гостиничного бизнеса и др.
3) Кооперативные фирмы (союзы) существуют в основном среди потребителей, мелких товаропроизводителей, фермеров (крестьян-единоличников) и т. п. для осуществления коммерческой деятельности. Их основ-•ная цель — устранение внешних посредников в товарообменных операциях. Наиболее крупные кооперативные союзы существуют в Германии, Италии, Канаде, Австралии, Дании, Швеции. В годы Советской власти широкое развитие получило кооперативное движение в нашей стране, Оно охватывало в основном сельское население в области потребительской кооперации. Кооперативные организации, наряду с собственно снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью, создали разветвленную сеть предприятий пищевой промышленности — в основном в форме райпи-щекомбинатов. Это практически освободило государственные органы от решения задач обеспечения сельского населения продовольствием и товарами народного потребления, торговым и бытовым обслуживанием.
Особенностью потребкооперации Советского периода явилось то, что она была построена по законченному рыночному принципу — на полном хозрасчете (окупаемости затрат), свободном ценообразовании, саморазвитии, финансовой отчетности перед учредителями (пайщиками) и др. Этот факт свидетельствует о наличии возможностей для успешного функционирования крупных рыночных структур и в условиях преимущественно административно-распределительной системы хозяйства.
В 90-е годы интенсивность кооперативного движения в нашей стране несколько спала. Однако потребность в его возрождении на более полной рыночной основе в последнее время усиливается, что в определенной мере обусловлено повышением роли региональных органов п регулировании жизни территории. Это является предпосылкой к дальнейшему развитию кооператорства в преломлении региональных задач. Вместе с тем, развитие рыночных начал требует от кооперативных фирм (организаций) более гибкой маркетинговой и коммерческой политики, умения работать в условиях открытой конкуренции с другими коммерческими формированиями.
В силу того, что организации потребительской кооперации охватывают практически все сельское население, они являются предметом особого внимания сельских администраций. Это объясняется тем, что такие организации выступают мощным стабилизатором во всплесках конкурентно-рыночной стихии на селе, обеспечивая плавную динамику спроса-предложения и цен. Поэтому поиск оптимальных схем взаимодействия сельских администраций с кооперативными организациями (фирмами) становится одной из центральных задач муниципального и регионального менеджмента г, условиях конкурентно-рыночной экономики.
4) Частные фирмы. Решение задач регионального регулирования экономической жизни территорий предполагает взаимодействие региональных и муниципальных администраций с разнообразными частными фирмами. Методы этого взаимодействия могут различаться в зависимости от организационно-правовых форм таких фирм.
Рассмотрим частные фирмы подробнее.
Они могут быть чисто частными, частно-государственными, частно-муниципальными. В последнем случае определенной долей (но непременно меньше половины) их имущества владеют государственные или муниципальные органы. Они могут существовать как в индивидуальной форме, так и в форме объединений.
Объединения фирм, в зависимости от их целей и характера межфирменных отношений, могут иметь следующие формы:
Картель — это объединение фирм для совместной снаб-женческо-сбытовой деятельности, направленное в основном на регулирование цен. Основными признаками картеля (или картельного соглашения) являются полная имущественная и хозяйственная самостоятельность его участников и договорный характер объединения без создания отдельных снабженческо-сбытовых структур (соглашение об ассортименте, объемах, ценах). Картели ограничивают возможности региональных органов в регулировании цен на наиболее важные товары жизнеобеспечения населения. Это требует от них распознания открытых или тайных (в основном) картельных соглашений и принятия мер по расширению свободы конкуренции.
Синдикат — это договорное объединение фирм с созданием единого снабженческо-сбытового органа в форме акционерного общества или товарищества. Такого рода объединения могут оказаться полезными для сельскохозяйственных фирм (в форме АО, колхозов и др.) в масштабе сельского района. С целью контроля за их деятельностью в них могут участвовать и полномочные представители районных администраций. Также весьма эффективными могут быть городские продовольственные синдикаты, имеющие договорные (или иные) отношения с городскими муниципалитетами.
Пул — это договорное объединение фирм картельного типа, в котором прибыли участников поступают на общий счет и затем распределяются в заранее установленных пропорциях.
Трест — это фирма, образованная путем полного слияния прежде самостоятельных фирм. Такая форма объединения наиболее удобна в регионах и крупных городах для организации комбинированных производств (продукты питания; сложная техника; крупное промышленно-граж-данское строительство и т. п.) и преодоления межотраслевых и межфирменных барьеров.
Холдинг — это разновидность треста, объединение дочерних фирм, управляемых единым хозяином. Такого рода объединения удобны для совмещения администрирования с частно-коммерческой инициативой. В роли хозяина холдинга может выступать уполномоченная региональной администрацией организация (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), которая приглашает к участию в таком объединении частные фирмы. С точки зрения региональных интересов, подобные формирования могут оказаться полотыми для координации производства местных строительных материалов, переработки древесины, управления муниципальными предприятиями жилищно-коммуналыюго хозяйства.
Концерн — это крупное объединение юридически самостоятельных фирм через систему участия в их капитале. Концерн контролирует деятельность входящих в него акционерных обществ через представительство в советах директоров благодаря имеющимся у него пакетам акций. В основном концерны носят производственную функцию и распространяются на экономические регионы или в целом на страну.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это, как правило, объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм и банков, в котором находящийся во главе банк распоряжается денежным капиталом входящих в ФПГ фирм. Обычно участники ФПГ договариваются о рынках сбыта своей продукции, объемах продаж и других вопросах внутренней координации. Не входящие в ФПГ фирмы называют аутсайдерами и ведут с ними жесткую конкуренцию. В ходе рыночных реформ в РФ появилось множество ФПГ национального масштаба. Однако явных преимуществ такие объединения в российской экономике пока не продемонстрировали. Что касается регионального и муниципального уровня, то опыт создания ФПГ в масштабах города, края, области пока незначителен. Тем не менее, и такая форма межфирменных объединений может оказаться полезной в масштабах экономического региона (экономического района) для решения крупных межотраслевых задач по освоению полезных ископаемых, производству сложной техники для сельского хозяйства, социальной сферы и др.
Смешанные по капиталу фирмы или предприятия (СП) — это те, капитал которых принадлежит предпринимателям двух и более стран. Их регистрация проводится в стране одного из учредителей; деятельность регулируется специальными статьями законодательства.
В нашей стране массовое образование СП совпадало с началом рыночных реформ. Основная их часть сформирована из минимальных вложений и занимается коммерчес-ко-посреднической деятельностью, экспортом продукции российских производителей и поставкой из-за рубежа товаров народного потребления, материалов и комплектующих изделий для производственных предприятий. В определенной степени СП являются своеобразными мостами по импорту в Россию зарубежных технологий маркетинга, бизнеса, организационных структур и управленческих взаимодействий конкурентно-рыночного типа. Поэтому от степени содействия региональных и муниципальных органов созданию и становлению СП во многом зависит наполнение регионального рынка мировым опытом хозяйствования и товарами.
Началу деятельности фирмы (индивидуальной или коллективной) предшествует проведение определенного обязательного набора организационных и регистрационных мероприятий. В зависимости от масштабов организации объем организационных мероприятий может меняться. Однако существует и обязательный для всех набор действий.
После принятия решения о создании фирмы готовятся (разрабатываются) документы, необходимые для ее госу дарственной регистрации — заявление, протокол собра ния учредителей, Устав, Учредительный договор (если oi. оговорен Уставом), квитанция об оплате государственно г', сбора, документ, подтверждающий оплату 50 процентов уставного капитала. Эти документы сдаются в регистрирующий орган — Регистрационную палату.
В соответствии с законодательством Российской Федерации к учредительным документам создаваемой организации (фирмы, предприятия) предъявляются следующие требования:
1) В Уставе должны содержаться сведения об организационно-правовой форме организации (фирмы, предприятия), наименовании, ее местонахождении, величине уставного капитала, порядке формирования и компетенции ее органов ^правления и контроля, а также порядке распределения прибыли, образования фондов стимулирования, порядке и условиях реорганизации и ликвидации.
2) Учредительный договор (если он оговорен Уставом) должен содержать сведения о наименовании и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (месте жительства), о личности (для физических лиц — паспортные данные). Должны быть указаны сведения о размере уставного капитала, долях учредителей, размерах, порядке и способах внесения вкладов и оплаты акций.
При этом Регистрационная палата не вправе требовать гарантийных писем или иных документов, подтверждающих местонахождение регистрируемой организации (фирмы, предприятия), которое указано в Уставе. Ответственность за достоверность этих сведений несут учредители. Также регистрирующий орган не вправе требовать от заявителей сведений, выходящих за пределы того перечня документов, который установлен Положением о порядке регистрации.
Регистрационная палата обязана в течение 30 календарных дней с момента представления (приема) документов произвести регистрацию организации. На титульном листе Устава ставится штамп регистрирующего органа, заявитель получает бессрочное свидетельство о регистрации.
Отказать в регистрации организации (фирмы, предприятия) Регистрационная палата может только в случае, если состав представленных документов и их содержание не соответствуют Положению о регистрации. В этом случае уведомление об отказе в регистрации должно быть направлено в трехдневный срок со дня подачи (приема) документов на регистрацию.
Если в представленных на регистрацию документах выявлены недостоверные сведения, нарушения порядка создания организации (фирмы, предприятия), несоответствие учредительных документов законодательству Российской Федерации, то регистрирующий орган обязан в течение месяца со дня регистрации потребовать от организации (фирмы, предприятия) внесения необходимых изменений или дополнений в учредительные документы. Кроме того, в течение 6 месяцев со дня регистрации организации (фирмы, предприятия) с заявлениями в суд о признании этого акта недействительным могут обращаться любые заинтересованные лица. .Основанием для аннулирования регистрации организации (фирмы, предприятия) может быть только решение суда или арбитражного суда. Отказ в государственной регистрации организации (фирмы, предприятия), а также непредставление для ознакомления данных государственного реестра могут быть обжалованы в судебном порядке.
После получения регистрационного свидетельства организацией (фирмой, предприятием) производится постановка ее на учет в территориальной государственной налоговой инспекции (ТГНИ), в органах госстатистики (с получением идентификационного кода), в учреждениях внебюджетных фондов, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, земельного фонда. По получению соответствующего разрешения заказывается угловой штамп и печагь организации. Затем открывается расчетный счет в банке (образцы подписи руководителя и главного бухгалтера заверяются нотариально). И на последнем организационном этапе организация получает (за соответствующую плату) лицензию (разрешение) на оговоренный в Уставе вид деятельности (например, продажа воздуха или мыльных пузырей).
Порядок действий по оформлению организации (фирмы, предприятия) выглядит следующим образом:
1. Принятие решения о создании организации (общества).
2. Подготовка документов для регистрации (квитанция об'оплате госпошлины: заявление; устав (учредительный договор); справка из банка о внесении взноса в уставный фонд.
3. Сдача (прием) документов в Регистрационную палату.
4. Получение временного свидетельства.
5. Получение идентификационных кодов в органах городского и краевого управлений государственной статистики.
6. Постановка на учет в территориальной (городской, районной) налоговой инспекции.
7. Постановка на учет во внебюджетные фонды.
8. Получение разрешения на изготовление печатей и штампов.
9. Открытие расчетного счета в банке (заверение у нотариуса подписей распределителей средств).
10. Получение постоянного свидетельства организации (фирмы, предприятия).
11. Приобретение (покупка) лицензии на опресненные виды деятельности.
Такая, на первый взгляд, сложная схема оформления организации (фирмы, предприятия) обусловлена необходимостью ее врастания в региональную систему хозяйства в качестве ее составного элемента. Создаваемая организация (фирма, предприятие) должна функционировать в условиях реальной экономики региона и муниципалитета, соблюдая территориальные нормы хозяйствования, осуществляя регулярные налоговые платежи и отчисления в соответствующие фонды.
Управление фирмами (предприятиями) как самостоятельными субъектами хозяйствования осуществляют их внутренние надстроечные образования. В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью высшим органом управления соответственно являются собрание акционеров и собрание пайщиков. Эти коллегиальные органы решают фундаментальные вопросы жизнедеятельности фирмы (принятие Устава, распределение собственности, управление крупными инвестициями, выборы, назначение (выборы) исполнительно-распорядительного органа и др.). Оперативное управление такими корпорациями (корпорированными фирмами) осуществляет наблюдательный совет (то есть совет директоров), а также генеральный директор или правление (или генеральный директор и правление^. Наиболее распространенной в Российской Федерации, а также в США, Германии, Швейцарии и некоторых других странах является трехзвенная структура управления акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью:
— общее собрание акционеров (или пайщиков);
— наблюдательный совет (то есть совет директоров);
— правление (или генеральный директор). Тем не менее, в ряде стран существует и двухзвенная система управления такими обществами, то есть без наблюдательного совета (совета директоров). Российское законодательство допускает, наряду с трехзвенной, также двухзвенную систему управления в АО и 000.
Наличие в крупных фирмах (АО и 000) коллегиального органа управления в лице совета директоров (наблюдательного совета) обеспечивает стабильность в управленческой деятельности, исключает возможность нелогичных волевых единоличных решений по узловым вопросам хозяйственной деятельности. При такой структуре даже наличие единоличного управленческого органа в лице генерального директора (при отсутствии правления) компенсируется контрольно-распорядительными функциями совета директоров. Зачастую у членов совета директоров (наблюдательного совета) находится контрольный пакет акций (50% плюс одна акция), что превращает ото фактически в постоянно действующее собрание акционерок. Кроме того, наличие такого демократического органа защищает фирму от принятия волевых решений в отношениях с муниципальными и региональными властями, особенно по вопросам собственности, земельных участков, аренды имущества и т. п. Зачастую совет директоров может оказаться единственным постоянно действующим органом, способным отстоять интересы фирмы (особенно когда генеральный директор находится под давлением аппарата муниципальных и региональных органов и не в состоянии сопротивляться их нажиму).
Рассмотренные выше субъекты хозяйствования составляют основное содержание поля регионального менеджмента. Наряду с ними, важными элементами такого поля являются общественные институты, государственные (региональные) и муниципальные организации. В этом своем состоянии поле регионального менеджмента проявляется как интегрированный целостный объект регионального регулирования (управления).
1.1.2. Региональные и муниципальные организации
Координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территории — от домохозяйства (хаусхолда) до крупной корпорации (АО, 000) — осуществляют различные региональные и муниципальные некоммерческие организации. Заглавными (задающими тон) организациями выступают региональные и муниципальные законодательные и исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и администрация (краевая, областная, республиканская), на муниципальном уровне — городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация. Действующие от имени этих органов учреждения и организации также представляют собой существенную группу элементов поля регионального менеджмента.
Законодательные органы очерчивают условия (граничные параметры) функционирования всех организаций на подведомственной территории. Администрации и действующие от их имени организации и учреждения осуществляют непосредственную координацию деятельности хозяйствующих субъектов. Это достигается через (как показано выше) предоставление лицензий, выдачу фирмам региональных и муниципальных заказов (подрядов), предоставление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд, включение и территориальные программы, финансируемые центральными и местными органами и т. п.
Создаваемые в структурах региональных и муниципальных администраций отраслевые комитеты, департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на постоянной или временной основе) с действующими на территории хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает горизонтальную и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе и повторяемость отношений в многократном процессе общественного воспроизводства.
Наличие у муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов обеспечивает им возможность выбора различных рычагов экономического и административного координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикальная взаимозависимость между региональным и муниципальным уровнями управления осложняет реализацию тех крупных региональных проектов, в которых существенное место занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры, социально-культурные объекты и др.).
Наряду с региональными и муниципальными администрациями как составными элементами региональной системы управления страны координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные негосударственные и некоммерческие организации. Одной из важных организаций такого рода является региональная торгово-промышленная палата (ТПП). В ряде стран (особенно Европы) членство в торгово-промышленной палате выступает для фирмы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в Российской Федерации. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышленные палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие в установлении межфирменных контактов как на внутрироссийском, так и на международном уровне. Проводимые под эгидой ТПП выставки продукции, конференции производителей и потребителей являются эффективным средством координации деятельности фирм в регионе, выяснения перспективных сегментов рынка, освоения рациональных технологий. Консультативная деятельность ТПП способствует ознакомлению дислоцированных в регионе фирм с передовыми достижениями в интересующей области и др.
Наряду с торгово-промышленными палатами, в регионах действуют многочисленные представительства различных просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим звеном в деятельности на территории хозяйствующих субъектов, занимая свободные в этой сфере потребительские ниши.
1.1.3. Общественные институты
Региональное и муниципальное управление территорией в большей мере, нежели управление фирмами, обусловлено общественными институтами. Это объясняется тем, что органы территориального управления, как правило, избираются населением и соответственно обязаны выполнять его желания и стремления. Поэтому реализация общественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом регионального менеджмента.
Общество влияет на региональную (или муниципальную) организацию, выступающую в роли координатора той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в основном косвенным образом. В отличие от производственно-коммерческих фирм, в деятельности территориальных организаций существует более высокий уровень социальной ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках законодательства может быть принята населением соответствующей территории (например, размещение вредных производств, хранилищ химреактивов и углеводородов, строительстве водоемов, распахивание выпасов, закрытие нерентабельных муниципальных предприятий, библиотек, клубов и др.).
При сравнении альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В противном случае их офисы заполнят другие персоны.
В этом ракурсе координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету (пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому их выражению в конкретных управленческих действиях.
Ответственность региональной (и муниципальной) организации может быть социальной и юридической.
Под социальной ответственностью организации понимается определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустройство, культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная ответственность имеет вполне материализованные (то есть конкретные) последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и управления. Поэтому такой фактор находится в числе перворазрядных после соблюдения законодательства.
Под юридической ответственностью организации понимается следование конкретным законам и нормам государственного и муниципального ре1улирования, определяющим то, что может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.
Действия организации в области социальной ответственности являются мерами стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.
Для поддержания равновесного состояния общественных отношений на соответствующей территории, а также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и поддерживает определенную систему этических норм. Часть из них носит универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфична для конкретных территорий и организаций.
Этические нормы описывают систему общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной территории или организации. Обычно они не имеют верхних границ. Причем, как правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.
Неэтичным в менеджменте территориальной (региональной, муниципальной) организации считается:
— брать и давать взятки;
— допускать картельные соглашения;
— не применять мер по санитарной защите персонала и населения;
— платить персоналу выше возможного;
— недоплачивать населению компенсацию за размещение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;
— допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров;
— вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;
— распространять сведения, порочащие конкурентов или партнеров;
— отказываться от благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В крупных региональных и муниципальных организациях действуют специальные внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание определенного нравственного фона в коллективе и соответственно — имиджа организации.
Известны примеры плодотворной работы территориальных общественных комитетов по этике, формируемых из наиболее авторитетных руководителей различных организаций. Цель таких комитетов — использовать этические нормы в качестве дополнительных регуляторов отношений расположенных на территории хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательства и делового партнерства.
|