Педагогика Жизни тысячелетиями рождалась в лоне народной педагогики. Но важнее всего то, что она живет в душе каждого педагога. Это - то, к чему двигался педагог, то, за что он не мог не бороться, и то, с чем он приходил к ребенку.
Известно, что основными понятиями в Педагогике Жизни стали образование и жизнь. Конечно, для многих из нас включение понятия жизнь в понятие педагогика - нормально. Однако непонятно, почему педагогика до сих пор работает без понятия жизнь, поскольку не зная, что такое жизнь, невозможно готовить к жизни. Отказ от осмысления понятия жизнь - есть отказ от осмысления самого главного в Педагогике. Здесь очень важно иметь в виду понятие образование, хотя нам привычнее пользоваться терминами обучение и воспитание, так как под образованием подразумевается образовательная функция обучения.
Следует обратить внимание на то, что в Педагогике Жизни понятия обучение и воспитание отсутствуют. Как известно, обучение в любых его формах так или иначе ориентировано на передачу знаний, добытых прошлыми поколениями, вследствие чего ребенок ориентирован на систему готового знания. Воспитание, в отличие от обучения, ориентировано на передачу готовых (известных, принятых) норм человеческих отношений, мыслей, поступков, то есть на передачу морали.
Иначе говоря, исходно обучение не связано с творением собственного мира знаний, а воспитание не связано с творением нравственности. Ведь нравственность невозможно воспитывать, она - дело рук самого человека, ее невозможно передавать. Передавать можно только мораль как нормы общественного поведения.
Заставить человека соблюдать мораль можно только силой: силой физической, силой законов, силой человеческой. Другого нет! Именно поэтому Педагогика Жизни не пользуется понятиями обучение и воспитание, ибо за ними фактически лежит насилие. Насилие с помощью передачи готового знания, готовых норм, то есть морали.
Понятие образование пришло из немецкой педагогики, в переводе оно обозначает "образ", "картина". Отсюда образование - есть процесс строительства своего образа "Я". Может ли кто-либо вместо самого человека строить его образ "Я"? Естественно, нет, поэтому образ собственного "Я" ребенок может строить только сам. Взрослый или помощник ребенку в этом процессе, или препятствие на пути этого процесса.
Автоматически ясно, что если свой образ "Я" ребенок строит сам, то процесс образования и его результат всегда уникальны. Трудность такого образования для педагога состоит в том, что уникальность ребенка, детской группы, педагога, педагогического коллектива становится принципом педагогического процесса, расчитанного на уникальность, так как нет культуры педагогического проектирования.
Нам нужны не новые программы, не новые учебники, а новый педагог, способный к непрерывному творению новых программ развития ребенка, детского коллектива и самого себя. Поэтому мы не идем путем создания программ и учебников. Их в мире достаточно.
Разве может заниматься открытием в ребенке его потенциала тот, кто сам уверен в том, что он бездарен? Во многих школах и институтах, увы, все делается для того, чтобы мы ощутили себя бесталанной серой массой. Затем педагогов подгоняют к образовательным программам, реализуют под программу, контролируют под программу. Такая система подгонки кадров в образовании внедряется на всех образовательных уровнях, начиная с детского сада.
Можно себе представить последствия этого, когда через несколько лет "образовательные стандарты" войдут в силу. Увы, все это уже было. Идея стандартов образования не нова. Их невыполнение уже сейчас заставляет школу свою некомпетентность оплачивать за счет детства в детском саду. Ведь именно в нем уже начали обучать детей счету, чтению, письму, потому что начальная школа не справляется за 3-4 года с этой задачей. На наш взгляд, причина этого в том, что от учителя не требуется главного - не требуется стать Человеком рядом с ребенком. В душе он остается человеком, болеющим за ребенка, желающим ему добра. На деле же он вынужден поступать против ребенка, против его уникальности, против его личностных проявлений. Ибо у него есть сорок минут, урок, у него есть тема, материал. Более того, у него есть учебный год, в конце которого от него потребуют только результаты знаний подопечных.
Понятие образование в Педагогике Жизни - понятие фундаментальное. Оно ставит нас перед дилеммой:
- или же у нас есть образование, т.е. процесс творения ребенком образа Я, а стало быть движение ребенка к самому себе, строительства пути к себе
- или же у нас есть обучение и воспитание, которые многие почему-то пытаются объединить в одно целое.
Педагогика жизни утверждает: не надо соединять, ведь то, что разъединено в начале, впоследствии соединено быть не может.
Итак, Педагогика Жизни опирается на два главных положения:
1. УНИКАЛЬНОСТЬ становится основой образования;
2. Непрерывное творение программы развития ребенка и учителя становится признаком гуманистического педагогического процесса.
Когда мы обнаружили, что образование - это путь к себе, тогда мы поняли, что нужно научить ребенка задавать самому себе простые вопросы: Кто такой Я? Что такое Я? И как только ребенок начинает задавать себе подобные вопросы, то он обнаружит широчайшее поле размышлений: А что такое Человек вообще? Опыты показали, что ребенок 3-4 лет начинает искать свое собственное предназначение и начинает с неземных вопросов: Откуда люди? Кто они? Для чего они на Земле?
Вопрос не только в том, чтобы ощутить, кто такой Я, Вопрос в том, каким Я хочу стать? Куда Я хочу идти? Это вопросы непрерывного выбора предназначения, непрерывного накопления смысла бытия.
Человек имеет фундаментальный механизм социально-позитивного существования в виде трех "лучей": потребность (хочу), способность (умею) и решимость (буду). Два луча - потребность и решимость - у ребенка есть всегда. А вот третий луч - это и есть место помощи педагога. У ребенка есть потребность, есть решимость, но нет умения, способности.
Закон "трех лучей" - объективный закон, и Педагогика Жизни считает этот закон фундаментальным в своей практике. Нас окружает много детей желающих, но не умеющих; или же есть решимость что-то делать, но нет потребности именно в том, что требуется. Педагогу надо уметь с этим работать, знать, какой из этих элементов отсутствует, надо конкретно знать и уметь сформировать каждый луч треугольника в конкретном деле.
РЕШИМОСТЬ - это проявление энергии действия. Ребенок всегда куда-то движется и не знает, куда направить эту энергию. Взрослые не успевают ее направлять, потому что они не знают, что ее вообще нужно направлять. Наш опыт показывает: когда взрослые начинают жить на основе понимания готовности, то ребенок начинает двигаться в своем развитии очень быстро. Ни один взрослый с традиционными методами общения не успевает за развитием такого ребенка. Старые подходы, ориентированные на то, чтобы удержать ребенка в рамках своего знания (чтобы ребенок не вышел за пределы учительской компетентности), идут в ущерб развитию самого ребенка. Педагог боится своей некомпетентности.
Как помочь ребенку в развитии своей готовности? Как создавать ситуации развития готовности? Педагогические законы по моделированию такой ситуации не требуют от педагога знаний каких-либо наук или учебных предметов. Они требуют понимания жизни ребенка.
Педагогика Жизни пытается шаг за шагом отвечать на эти вопросы, помогает освоить педагогические инструменты и определять, как можно действовать, отказавшись от познания ребенком ВСЕГО, поскольку это заранее немыслимо.
Педагогика Жизни характеризуется тем, что говорит: ум есть свойство, данное человеку от природы, поэтому не нужно заботиться о его развитии. Надо беспокоиться о другом: помочь человеку обнаружить в себе образ человека, а не ум. Ум будет развиваться только в том направлении, в каком будет развиваться сам человек. Ум берется за те задачи, за которые берется человек. Если же человек не живет по-человечески, он не ставит перед собой человеческие задачи, и ум его развивается соответствующим образом. Именно поэтому большинство из того, что порождено таким умом, интеллектом, т.е. без учета человеческих задач, в истории работало и работает против человека. Оно разрушало человеческую жизнь, человеческую душу, приводило к конфликтам и трагедиям.
Сейчас именно в России возможно сделать прорыв в образовании. У нас есть все: и прекрасные учителя, и воспитатели, в душах которых боль за наших детей. Пора начинать готовить новое образование. НОВОЕ - значит разворачивающее природный потенциал ребенка. Это значит привести в действие социально значимые, социально позитивные потенциалы ребенка, которые безграничны.
НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ должно быть и построено по-новому: оно должно вырастать из низших ступеней. Старшее звено должно разворачивать тот потенциал, который ребенок набрал на низшей, предварительной ступени. Старшее звено должно начинать работу с того базиса, с которым пришел ребенок, а не использовать готовые программы. Поэтому в старшем звене процесс работы с ребенком должен начинаться с совместного анализа "какие мы" и совместного решения "что будем делать дальше вместе".
И тогда в современном образовании произойдет качественное изменение -дети начнут учиться сами.
Литература
1. Первые шаги в "Педагогику Жизни". - Ростов-на-Дону, 1994.
2. Акбашев Т.Ф. Педагогика Жизни. Программа "Путь гармонии - путь здоровья". - Ростов-на-Дону, 1994.
3. Педагогика Эволюции. Жизнь, творящая здоровье. - Уфа, 1996.
4. Народное Образование. - М., 1994. № 9-10.
Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
|