Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Понятие "цивилизация" в путевых заметках А.Н. Пыпина

 Алпатова Ж.А.

 

    Когда речь заходит об истории культурологической науки исследователи останавливаются прежде всего на произведениях философской и исторической мысли. Однако не последнюю роль в формировании научной терминологии, выработке методов культурологического анализа не последнее место занимают художественно-эпистолярные тексты. Особый интерес для исторической культурологической мысли представляет жанр путевых заметок, анализ которых позволяет выделить некоторые концепты исследования культуры. Многие писатели и ученые России отдали дань этому жанру. Всем известны "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина, "Фрегат "Паллада" И. А. Гончарова, "Путешествие вокруг света 1803-1806 г." И.Ф. Крузенштерна и многие другие.

В данной статье рассматривается основной термин культурологии в составе путевых заметок одного из ярких деятелей русской науки конца XIX века А.Н. Пыпина (1866-1904). Будучи представителем культурно—исторической школы русского литературоведения, Пыпин рассматривал литературные явления сквозь призму всей культуры. Труды этого филолога и историка во многом подготовили теоретическую базу науки о культуре.

В 1858 году в качестве профессоранта по истории европейской литературы А.Н. Пыпин был послан в путешествие по славянским странам и странам Западной Европы. Впечатления о поездке выливаются в серию работ, среди которых "Два месяца в Праге"(1859), "Из Венеции"(1859), "Из Флоренции"(1859), "Из Праги"(1860), "Мои воспоминания"(1910, опубликованны после его смерти дочерью ученого).

Путевые воспоминания становятся фактором осмысления всей западноевропейской культуры и цивилизации. "Европейская жизнь представляла громадное обилие <...> образовательных интересов, и было жаль не усвоить их, <...> потому что в них отзывалась целая история просвещения и цивилизации. Все <...> стремились увидеть этот громадный культурный горизонт, где столь многому можно научиться для блага собственного отечества" 1.

В путевых заметках А.Н. Пыпина привлекает внимание концепция "цивилизации". Он принимает этот термин как сумму умственного развития и научного знания, собранного человечеством в течении всей истории. Характерно то, что автор не выделяет типы цивилизаций, поскольку "цивилизация есть только одна, и больше не может быть, как не может быть различного хода логической мысли и науки" 2. Исторические цивилизации, по мнению автора, -это лишь различные формы культурного быта, ступени, по которым проходит человечество, которые относятся к целостному развитию как отдельные части одного явления. Развитие цивилизации исследователь связывает с образованностью и просвещением, которые трактуются как ее основные двигатели. Эта точка зрения не была нова: в XIX веке русские путешественники ездили за границу в основном для пополнения своего образования. Предшественником А.Н. Пыпина был Н.М. Карамзин, один из первых, кто поехал в путешествие с подобной целью.

Пыпин расценивает цивилизацию как составляющую "культурного горизонта" западноевропейского человека. "Результатом высокой исторической культуры" 3 в Европе, по мнению Пыпина, было "великое богатство научных учреждений" возможность посетить которые предоставилась в Германии, Франции, Англии, Голландии, славянских странах. Не случайно, говоря об особенностях каждого города, он выделяет прежде всего образовательные центры, как основную характеристику культуры. "Конечно увлекал осмотр всяческих достопримечательностей, занимал театр, но в обычном препровождении времени особую привлекательность получили College de France, Сорбонна, музей Cluny,..." 4 Культурные и научные центры, исторические памятники, сама окружающая природа — все это несло дух "поучительной новизны" и могло служить, по мнению Пыпина, как бы завершающим курсом всеобщей истории.

Автор - путешественник выступает не как сторонний наблюдатель, но и как активный ученик европейской культуры, о чем свидетельствует изучение итальянского языка с профессором Гейдельбергского университета, посещение публичных лекции в Иенском университете, работа в бибилиотеках... Пыпин не был праздным туристом.

Рассматривая понятие "цивилизация" Пыпин выделяет категорию "культурного типа". "Культурный тип" отождествляется с культурным человеком, тем кто "создал великие труды <либо> по литературе, <либо> положил основание русской науки, <либо> подготовил общественное самосознание" 5. Примечательным для биографов может оказаться тот факт, что круг знакомства Пыпина во время путешествий состоял из представителей научной и художественной среды. Он встречался и проводил время с М.И. Сухомлиновым, Н.Н. Бекетовым, профессором ДЛ Каченовским, П.В. Анненковым, В.П. Боткиным, И.С. Тургеневым, В. Ганкой.

Влияние времени и окружения (двоюродным братом Пыпина был Н.Г. Чернышевский) сказалось на характере путевых заметок, во многом идеологизированных и отражающих его общественно-политические взгляды. Он придерживался западнических воззрений и считал что Европа должна быть примером для России в смысле образованности, сохранения культурного и научного наследия.

Признавая величие и дух русского народа, А.Н. Пыпин считает, что "народ, представляя собою нечто материально-грандиозное, но, по содержанию, столь неопределенное, малокультурное, неясное и бесправное, не может быть "готовым носителем возвышенной народной идеи" 6. По словам ученого, русскому народу свойственен "инстинкт цивилизации", который при особом "высоком развитии, умственной и деятельной энергии сможет вырасти до европейской цивилизации" 7. В связи с этим вполне оправдан его совет русскому путешественнику, собирающемуся за границу: "Для нашего учащегося, или, вернее, доканчивающего свое обучение, поколения, путешествие подобного рода может быть прекрасным дополнением книжно-приобретенных сведений по всем отраслям науки" 8.

Таким образом, русский ученый - путешественник попытался осмыслить европейскую цивилизацию. В славянских странах в это время велась борьба за национальную независимость, установление государственности, происходила переоценка собственной культуры - все это заставило обратить взоры на Западную Европу где, "...для несколько разбуженного ума может представить множество умственной и духовной пищи, которая в состоянии быть на целую жизнь задатком здравого, просвещенного мировоззрения" 9.

1 Пыпин А.Н. Мои заметки С приложением статей "Два месяца в Праге", и "Вячеслав Ганка". / Под ред. В.А. Ляцкой. М. Изд Л.Э Бухгейм, 1910. С.110.

2 Пыпин А.Н. История русской литературы В 4тУ/ Изд. 4-е, без перемен. СПб., 1911. Т. 1. С.43.

3 Пыпин А.Н. Мои заметки. .С 136

4 Пыпин А.Н. Мои заметки... С.117.

5 Пыпин А.Н. Еще о теории народничества // Вестник Европы. 1893. № 2. С 775.

6 Пыпин А.Н Мои заметки С 138.

7 Пыпин АН История русской литературы Т.1. С45.

8 Пыпин А.Н Мои заметки. С. 133

9 Там же. С 133.



Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
 
 
« Пред.





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...
Яндекс.Метрика