Одним из замечательных проявлений средневековой культуры по праву считается куртуазная поэзия. До сих пор остается спорным вопрос, до какой степени "платонична" была куртуазная любовь и из чего складывается "культ дамы". Образ Прекрасной Дамы, "куртуазная философия" всегда были притягательным моментом в истории Средневековья, в частности, и русский символизм, в лице А.А. Блока, воспринял и продолжил опыт средневековых труверов, трубадуров и миннезингеров.
Несмотря на определенную светскость, эта поэзия несет на себе печать религиозности. Во-первых, любовное чувство зачастую описывается в религиозных терминах и религиозной символике, во-вторых - общеизвестен феномен служения Деве Марии как рыцарского служения Прекрасной Даме. Образ возлюбленной у многих средневековых певцов превращается в поэтическую аллегорию женственности вообще, в символ почти религиозного характера, который смыкается у поздних поэтов с распространенным на романском Юге культом Мадонны. Л.П. Карсавин в монографии "Основы средневековой религиозности в ХII - ХIII веках" отмечает: "отношение к Деве Марии понимается в рамках рыцарского служения даме. Поэтому и Христос должен уступать просьбам Своей Матери, и для Него законом является желание той, перед которою галантно склоняется вечный враг всех святых Дьявол" 2. Дева Мария - "douce piteuce dame", "douce dame debonneire" 3 (франц. "милая жалостливая дама", "милая добродушная дама"). Известный трубадур ХII в. Джауфре Рюдель (ХII в.) знатный рыцарь, крестоносец, по легенде, певец "Принцессы-грезы" служил своей поэзией Даме, в которой критики видели не больше не меньше как Богоматерь 4.
Вместе с усилением религиозного смысла служения культ Дамы постепенно из бунта любви превращается в обет, в долг, который наложен на рыцаря. Известен частый сюжет средневековых легенд и преданий, в основе которого лежит драматическая и поэтичная история любви и служения рыцаря крестоносца Деве Марии, история даже несколько кощунственная (Деву Марию рыцарь любит больше, чем Иисуса, что есть страшный грех, тем не менее после его смерти Она эступается за своего рыцаря и добивается для него "пропуска" в рай) 5. Русский поэт символист А.А. Блок переводит одно из таких изумительных преданий "Действо о Теофиле" трувера ХII века Рютбефа - легенду о человеке, продавшем душу дьяволу и спасенном заступничеством Божьей Матери. А. Белый в воспоминаниях о Блоке, характеризуя образ Прекрасной Дамы, подчеркивает, что Блок "признает важность разницы в восприятии Ее и Христа". "Она для А.А. - значительнее Христа; и "Она" - ему ближе" 6.
Обыкновенно, рыцарь был социально на более низкой ступени, чем Дама, которой он служил, при этом условии благосклонность Дамы была практически нереальна для него. "Утонченная любовь", воспеваемая трубадурами была, как правило неразделенной, безнадежной любовью. Характерно, что она противопоставляется так называемой "fals amori" или "ложной любви", которую можно испытывать лишь к простолюдинке. Вот как описывает эту дилемму А. А. Блок в своей статье "Девушка розовой калитки и муравьиный царь": "Кажется, что в , розовых кустах мелькают средневековые пажи, гибкие и смеющиеся мальчики: они ищут Госпожу и не находят. Ее нельзя найти. <...> Далекая, она никогда не приближается, но вместо нее приходит хорошенькая дочь привратника с льняными косами. Ее можно целовать, на ней можно жениться и потом открыть булочную на Burgerstrasse. Весь романтизм в этом - искони на Западе искали Елену - недостижимую совершенную красоту... Неподвижный рыцарь - Запад -, все забыл, заглядевшись из-под забрала на небесные розы... И мечтания его ничем не кончатся. Не воплотятся" 7. Горечь этих слов звучит слишком лично, слишком небеспристрастно. Не обманулся ли сам поэт, когда, мечтая о Непостижной, женился на "хорошенькой дочери привратника". И не нарушил ли он главного закона служения -невозможности обладания:
И мне, как всем, все тот же жребий
Мерещится в грядущей мгле:
Опять любить ее на небе
И изменять ей на земле<...> 8
Трагедия служения А.А. Блока - мистическая трагедия земной любви. Прежде всего Александр Блок - рыцарь, жизнь которого посвящена или даже обречена Прекрасной Даме, земной облик которой носил имя Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок. В 1918 г. цитата из дневника А.А. Блока о Л.Д.: "Она продолжает медленно принимать неземные черты" 9.
В воспоминаниях о А.А. Блоке А. Белый раздраженно пишет: "Все, написанное о Ней - полно пошлости, плоскости; видеть в Ней стиль и романтику средних веков, после смытую реальными, гражданскими темами,—непонимание Блока; увидеть в "Ней" сказку, приятную нам, - непонимание тоже 10.
В заметке "Стихи о Прекрасной Даме" З.Н. Гиппиус задается вопросом: "Кто Она"? И отвечает: "Конечно, не земная дама средневековых рыцарей..." 11. В среде символистов идея рыцаря, поклоняющегося неземной Даме была прекрасно воспринята.
Отчего же сам поэт пишет в письме Соловьеву, что "поэзия вернется к романтике средних веков, поэты снова станут рыцарями и трубадурами; "скоро для поэзии наступят средние века. Поэты будут прекрасны и горды" 12.
"Земной", по определению З.Н. Гиппиус, Дамы средневековых рыцарей не существует - это "fals amori", "простолюдинка". За "стилем и романтикой средних веков" кроется не условное сходство, а мировосприятие. Куртуазная поэзия -это не воздыхание или вожделение, это - служение, причем служение Непостижной и Далекой.
Женитьба А.А. Блока, рыцаря Дамы логично изменила восприятие его окружения. Мистики А. Белый и С.М. Соловьев с удовольствием превращают Л.Д. в бестелесный образ, а З.Н. Гиппиус откровенно заявляет, что она разочарована.
А. Белый вспоминает: "свадьба Блока, "влюбленного в Вечность", на эмпирической девушке, вызывала вопрос: кто для Блока невеста? Коль Беатриче, — на Беатриче не женятся; коли девушка просто, то свадьба на "девушке просто" измена пути; <...> свадьба ли это иль это - мистерия? По описанию С.М.Соловьева <...> "мистерия", <...> невеста Менделеева, по Соловьеву, вставала воистину существом необычным..." 13.
Любовь Дмитриевна "официально" получила статус Прекрасной Дамы. Мировоззрение А. Белого, С. Соловьева, сформированное под глубоким влиянием философии Владимира Соловьева, стало благоприятным фундаментом для того мистического поклонения, которым окружили они Любовь Дмитриевну. "В их восторгах, - пишет М.А. Бекетова, — была изрядная доля аффектации. Они положительно не давали покоя Л.Д., делая мистические выводы и обобщения по поводу ее жестов, движений, прически. Стоило ей надеть яркую ленту, иногда просто махнуть рукой, как уже "блоковцы" переглядывались с значительным видом и вслух произносили свои выводы... Тут оставался какой-то неприятный осадок 14.
А. Белый, отталкиваясь от мистической философии В. Соловьева, писал о мистическом "треугольнике и оке меж ним", символизирующем трех рыцарей ордена: А. Белого, А.А. Блока, С. Соловьева и Ее, Л.Д. Блок. Он указывает: "Образуется ...рыцарский орден, не только верящий в утренность своей звезды, но и познающий Ее" 15. А об увлечении философией В. Соловьева А.А. Блока А. Белый подчеркивает:".. .доводил "соловьевство" он до предельности, до "секты" почти" 16. В некотором роде и возникла секта поклонения Даме, которую Мережковские возмущенно называли "хлыстовщиной" 17.
В воспоминаниях А. Белый очень много внимания уделяет тому мистическому чувству единения и служения идеалу, который объединял их в ранней молодости. Но жизнь корректирует и разбивает бесплотные чаяния молодых символистов. И вот Блок теряет светлый образ Той, для кого он живет: "Ты — в поля отошла без возврата! Да святится Имя Твое". И пишет "Балаганчик", полный горькой иронии и разочарований. Прекрасная Дама - уличная Коломбина, "картонная невеста", поэт-рыцарь всего лишь жалкий Пьеро или Арлекин. А. Белый только после смерти Блока попытался понять и простил его за "Балаганчик". Любовь Дмитриевна из молчаливого воплощения Вечной Женственности превращается в энергичную молодую женщину, мечтающую о карьере актрисы. А. Белому страшно и больно терять мистическое братство трех. В реальной жизни наступает период банального любовного треугольника, полного отчаяния и надрыва. Наконец становится ясно -".. .то творчество жизни, которое мы утверждали, сводилось к импровизации, к новой "Comedia deirarte"..." 18. С.М. Соловьев называет Блока "падшим рыцарем" 19.
В рецензии на новый сборник А.А. Блока "Нечаянная радость" А. Белый обвиняет его в увлекательной игре с нечистой силой: "В прекрасных стихах расточает автор ласки чертенятам и дракончикам. Опасные ласки! Ведь любой дракончик может вытянутся в настоящего дракона <...>. Рыцарь Жены всегда — в борьбе с Драконом. А вот превратился дракон в драконника, и поэт его пожалел: пожалел и пригрел. Помнил ли он, что с нечистью шутки плохи?" 20. Нет больше борьбы с драконом - не за что бороться. Образ Вечной Женственности отразился в немыслимом количестве двойников и соблазнов, маленьких дракончиках, стал "дымной синеватой Недотыкомкой". Рыцарь пустился "во все тяжкие", его светлый путь служения превратился в жуткое путешествие по кабакам, по темным кривым улочкам вместе с цыганским табором.
Только в 1912 году в символической драме А. Блока "Роза и крест" поэт возвращается к теме служения Даме. Несмотря на перегруженные трактовками символы розы и креста, А. Блок отталкивается от основной идеи, подводит своеобразную черту своему опыту мистической любви. Роза и крест - символ христианской, распинающейся, жертвенной любви. Главный герой погибает во имя любви, жертвуя собой.
Такие аллегории типичны для средневековья. Придя к глубоко христианскому пониманию любви в "Розе и кресте" Елок начинает интересоваться мистическим опытом христианских подвижников и монахов. Он читает "Добротолюбие" - сборник аскетических произведений восточных отцов церкви и отшельников. В сочинениях монаха Евагрия (IV век) он находит"гениальные вещи" и убеждается, что его личный духовный опыт вполне совпадает с опытом христианских мистиков 21.
Аскеза, христианская мистика понятны для Блока. Он - средневековый рыцарь-монах, давший обет служения Вечной Женственности - Прекрасной Даме. Как всякий отшельник, а он был именно отшельником в этой жизни, он искушался многими страстями и соблазнами. Двойники, Снежная маска, Незнакомка - демоны, смущающие его дух. Но самым сильным и самым талантливым посылаются самые трудные испытания. "Что Блок инспирирован - было ясно нам всем, но - кем ?" 22
Он весь — дитя добра и света.
Он весь - свободы торжество 23.
1 Это определение принадлежит Андрею Белому. См.: Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М, 1997. С.72.
2 Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках. СПб., 1997. С. 103.
3 Карсавин Л.П. Указ.соч. С. 104.
4 История всемирной литературы в 8-ми тт. Т.2. М.,1984. С.535.
5 См.: Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв.M., 1988. С.45.
6 Белый А. О Блоке. Указ.соч. С.47.
7 Цитата по кн. Мочульский К. Александр Блок. М., 1997. С. 120.
8 Цитата из стихотворения А. Блока "Кольцо сушествования тесно..." // Блок А.А. Собр.соч.: В 8 тт. - М., Л., 1965. С.76.
9 Блок А.Из дневника 1918г.//Блок А.А.Собр.соч.в12-ти тт. М.,1995.Т. 1.С.302.
10 Белый А. О Блоке. Указ.соч. С. 105.
11 Блок А.А.Собр.соч.в12-титг. М., 1995.Т.1.С.ЗЗЗ.
12 Мочульский К. Александр Блок. М., 1997. С.57.
13 Белый А. О Блоке. Указ.соч. С.52.
14 Мочульский К. Александр Блок. М., 1997. С.68.
15 Белый. А. О Блоке. Указ.соч. С. 103.
16 Тамже. С.42.
17 Там же. С. 154.
18 Там же. С. 190.
19 Там же. С. 177.
20 Белый А. "Нечаянная радость"//"Перевал" 1907.
21 Там же С 220.
22 Белый А. О Блоке.Указ.соч.С 42.
23 Цитата из стихогаорения А. Блока "О я хочу безумно жить..." // Блок А.А. Собр соч. В 2-х тг М, 1955. Т 1 С.417.
Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
|