Период между первой и второй мировыми войнами находился под знаком приближающегося Апокалипсиса. Одним из выразителей эсхатологических настроений этого времени был русский писатель Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Находясь в эмиграции, Мережковский пишет знаменитое философское эссе "Атлантида-Европа: Тайна Запада" (1930).
Основой работы является единство и борьба двух начал: христианского и языческого. Автор предлагает заглянуть в самую глубь веков. Корни христианской религии Мережковский обнаруживает в загадочной Атлантиде Платона. Книга обращена одновременно в прошлое, настоящее и будущее. Это объясняется переломным моментом мировой истории, в который она создавалась. Человечество еще не оправилось после одной войны, а уже стояло на пороге другой. Еще никогда Европа, а значит и Россия, не находились так близко от пропасти, и Мережковский, русский изгнанник, чувствовал это как никто другой.
Образ Атлантиды для Мережковского - символиста многозначен. Это и погибшая древняя цивилизация, праматерь народов, и символ прошлых и будущих катастроф и бедствий, а следовательно — вечное предупреждение человечеству. Европа и Россия XX века - это новая Атлантида, утратившая свои идеалы, веру в Бога, забывшая нравственные законы. Атлантида, по Мережковскому, - это тот же самый Ветхозаветный рай, только в роли Адама здесь выступает Атлас, сын Посейдона. "Рай не только Атлантида, но отчасти и весь допотопный мир, озаряемый райским светом с Запада - заходящим солнцем Атлантиды" 1. "Золотой век", описываемый в произведениях античных авторов, и есть Атлантида. Мережковский хотел показать в своей книге причины гибели первого человечества, дабы предостеречь второе. Две стадии развития прошла Атлантида, "два века—золотой и железный, мирный и военный" [53]. Писатель говорит нам, что "десять царей Атлантиды решили войну" [54]. Разве не похоже это на современную ему Европу, в которой лидеры государств сами, помимо воли народа, принимают решения, касающиеся войны и мира? На вопрос о том, что же погубило Атлантиду, есть только один ответ: война. "В мире жить, "никогда не подымать друг на друга оружия" - главный закон, самим Богом начертанный не только на орихалковом столбе Закона, но и в сердцах человеческих, люди нарушили: вечный мир кончили, начали вечную войну -вот преступление атлантов" [126]. Если и есть какая-то разница между Атлантидой и современной Европой, то не в пользу Европы: "Судя по ученикам своим в древней Америке, атланты приносили в жертву только врагов своих -военнопленных; мы же - врагов и друзей, чужих и своих, потому что наша вторая всемирная война, международная, тотчас обернется гражданской, убийство - братоубийством" [129]. Такая братоубийственная война была еще слишком свежа в памяти писателя. Современные европейцы приносят человеческие жертвы себе, ибо каждый мнит себя Богом. Вечная война, война всех против всех - вот перспектива человечества, если оно не прислушается к голосу разума, совести и Бога. Вполне справедлив эпиграф, выбранный писателем к своей работе: "Если не покаетесь, все так же погибнете" (Лука, ХГХ, 3). Христианство в том виде, в каком оно подошло к началу XX века, - это "умирающий свет Атлантиды" [128], оно постепенно утратило свою ценность, значение и влияние. Между тем, Мережковский, анализируя древнейшие религиозные культы, приходит к выводу, что "людям Пещерного века уже являлся страдающий бог Сын" [147]; он находит у них изображения креста. "Христианство до Христа" - вот что увидел Мережковский в Атлантиде и ее дочерних культурах. "Что "атлианство" здесь, на древнем Западе, то "христианство до Христа" в языческих мистериях страдающего бога - человека на древнем Востоке. Тайна Востока и Запада - Крест. Может ли быть Крест до Голгофы ?.. Знающие знают: Словом, на кресте распятым, сотворена вся тварь — как же ей не быть запечатленной Крестом? Вот почему в двух мирах - погибшем и спасаемом, в Атлантике и в Истории - один и тот же Крест" [124].
Мережковский видит три человечества: "первое - Атлантиду - крещенное водою потопа; второе - Историю - крестящееся Кровью Голгофы; третье -Апокалипсис, которое будет крещено Духом, Огнем" [157].
Для нас особенно интересен тот факт, что в начале XX века в развалинах Кносского дворца на Крите был найден "древний языческий крест, гладкий, из бело-серого волнистого мрамора, восьмиконечный, равнобедренный..." [187]. Писатель даже дает название религии, в которой были заложены основы христианства, - критианство (по названию острова Крит). Мережковский говорит, что "и немой, только что выйдя из гроба, Крит уже осенил себя крестным знаменьем" [191].
Крит - мост между Атлантидой и Европой; это сама Атлантида в Европе. Мережковский обращается к образам эгейской культуры перед нами летящее облако, остановленное и запечатленное на сосуде критским мастером; стебли болотной осоки, в которых как бы "слышен шелест ветра" [200]. В этих образах видна европейская динамика, современный модернистский стиль. Минотавр в "Атлантиде-Европе" - не "лютый пожиратель человеческих жертв", а "сам -жертва, небесный Телец, закланный от создания мира - божественный символ Крита" [204]. Истинный же лабиринт - "не внешний, а внутренний, в сердце человека" [203]. Мережковский сближает Крит с Атлантидой, говоря, что "критяне, так же, как атланты, начали миром, кончили войной... Кроткий Телец-Жертва сделался лютым быком Минотавром, пожирателем человеческих жертв" [207]. Критяне не погибли все разом, как атланты, часть их бежала, и Крит уцелел, чтобы передать грядущим векам тайну Креста.
"Первое человечество" погибло, не сумев сделать выбор между духовным и плотским началом. Отголоски этой катастрофы дошли до Европы XX века. Удержать Европу и Россию на краю пропасти, не дать погибнуть "второму человечеству", направить его на путь гуманизма - вот к чему стремился автор "Атлантиды—Европы".
Пророчество и предостережение Дмитрия Мережковского как никогда актуальны и в наши дни. Они должны быть услышаны и поняты ради будущего, ради продолжения жизни на Земле.
Литература
1. Галанопулос А., Бэкон Э. Атлантида. За легендой - истина. - М., 1983.
2. Дроздова Т.Н., Юркина Э.Т. В поисках образа Атлантиды. - М., 1992.
3. Жиров Н.Ф. Атлантида. - М., 1957.
4. Жуков В.Н. Третий Завет Дмитрия Мережковского // Собр.соч. Д. Мережковского. -М., 19%, Т.1. С. 670-684.
5. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. - М., 1994.
6. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада / Вступ. ст. В. Д. Цабина. -М., 1992.
7. Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4 т./ Сост., общ.ред., вступ. ст. О.Н. Михайлова.-М., 1990.
8. Платон. Собр соч,: В 4 т./ Пер с древнегреч. Под ред. А.Ф. Лосева и др. - М., 1990. Т. 1.
9. Рязанов И.А. Вселенские катастрофы в истории Земли. - М., 1980.
10. Сугай Л.А. Культурология русского символизма // Культура и творчество. - М., 1996. - С. 30-50.
1 Мережковский Д. С. Атлантида-Европа. Тайна Запада. М.:Русск.кн, 1992. С. 41. (Далее ссылки на данное издание приводятся в тексте с указанием страницы)
Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
|