Страница 2 из 5
ГЕГЕЛЬЯНСТВО — см. Младогегельянцы, Старогегельянцы.
ГЕДЕЛЬ Курт (1906—78)—австр. математик и логик. Разрабатывал проблемы метаматематики и математической логики. Важнейший результат, полученный Г., состоит в доказательстве (1931) неполноты достаточно богатых формальных систем (в т. ч. аксиоматической теории множеств и арифметики натуральных чисел): в таких системах имеются истинные предложения, к-рые в их рамках недоказуемы и неопровергаемы. Этот результат Г. вызвал интенсивное исследование ограниченностей формальных систем (работы А. Черча, С. Клини, Тарского, А. Мостовского, П. Новикова и др.), а в философском плане означал утверждение принципиальной невозможности полной формализации научного знания. Г. принадлежат также важные результаты в теории моделей (теорема о полноте узкого исчисления предикатов), в области конструктивной логики, теории рекурсивных функций и т. д. В своих философских воззрениях Г. испытал в 30-х гг. влияние неопозитивизма, а впоследствии выступал с критикой субъективизма.
ГЕДОНИЗМ (греч. hedone—наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно к-ро-му добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание. Теоретический Г. является разновидностью натурализма в этике. В его основе лежит представление, что гл. движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Г. возник еще в древности. В Греции п.дониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы Г. достиг в учении Эпикура. Идеи Г. занимают центральное место в утилитаризме Милля и Бентама. В совр. буржуазных теориях Г. обычно присутствует лишь в качестве методологического принципа — способа определения добра, хотя большинство зап. этиков считают определение добра через наслаждение грубым упрощением и вульгаризацией моральных проблем. Г. как тип этической теории исходит из представления о морали как разновидности фетишистского сознания, противостоящего живым индивидам, и полагает, что не считающаяся ни с чем, попирающая все общественные условности ориентация на естественные человеческие влечения является более прямым путем к счастью людей, . гармонии отношений между ними. В качестве нормативной традиции Г. перешагнул границы философско-этических систем, подвергнувшись при этом ряду превращений. В реальном опыте жизни он существует в двух формах — эстетствующего аристократизма и вульгарной погони за чувственными наслаждениями, являясь в обоих случаях выражением индивидуалистической позиции.
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер (1901—76) — нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Внес значительный вклад в. развитие квантовой электродинамики, квантовой теории поля, теорию ядра, физику космических излучений, теорию элементарных частиц. Сформулировал соотношение неопределенностей, ограничившее применение классических понятий к микромиру. При решении ряда гносеологических проблем Г. делал идеалистические выводы, утверждая, в частности, что идея реальности в совр. науке “расплывается” и заменяется математическими конструкциями. Соотношение неопределенностей явилось для него основой критики не только механического, но и вообще материалистического понимания причинности, отрицания правомерности четкого разграничения объективного и субъективного в теории и эксперименте.В последние годы жизни эволюционировал от неопозитивистских представлении, характерных для представителей т. наз. копенгагенской школы. уделяя большое внимание философскому анализу диалектики части и целого, склонялся в ряде выводов к объективному идеализму в духе Платона.
ГЕЙНЕ Генрих (1797—1856) —нем. поэт, революционер-демократ, друг Маркса. Г. первый указал на революционный характер, присущий нем. классической философии (в т. ч. диалектике Гегеля), рассматривая ее как подготовку революции. История философии, по Г.,— это история борьбы спиритуализма и сенсуализма; поэт объявлял себя сторонником последнего (“К истории религии и философии в Германии”, 1834). Критику религии и идеализма Г. связывает с борьбой против феодализма, монархии и филистерства. Он выступает за демократическую революцию, за социализм, понимаемый в сен-симоннстском духе. Будущее человечества, по Г., неразрывно связано с осуществлением права народных масс на удовлетворение своих насущных потребностей и интересов.
ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834—1919)— нем. биолог-дарвинист, известен своими выступлениями в защиту эволюционной теории Дарвина и естествен-ноисторического материализма. Г. высказал ряд теоретических положений, направленных на дальнейшее развитие дарвинизма,— биогенетический закон, учение о филогенезе, идею естественного возникновения жизни из неорганических веществ. Г. углубил представление Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции. Широкую популярность Г. принесла книга “Мировые загадки” (1899), в к-рой ученый разоблачал религиозно-идеалистическое мировоззрение и отстаивал материалистические взгляды на природу. Против этой книги выступили сторонники идеалистической философии и религии, идеалистически настроенные естествоиспытатели. В защиту Г. выступили передовые ученые, высокую оценку “Мировым загадкам” дал Ленин (Т. 18. С. 367—378). Г. официально порвал с религией и церковью. Однако он не всегда был последователен, допускал отступления от материализма и атеизма, предлагая заменить официальную религию верою в бога-Природу (в духе пантеизма Спинозы).
ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА. Согласно геоцентрическрй (греч. ge-— Земля) системе мира, Земля неподвижна и является центром мироздания; вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты н звезды. Эта система, основанная на религиозных воззрениях, а также соч. Платона и Аристотеля, была завершена древнегреч. ученым Птоле-меем (2 в.). Согласно гелиоцентрической (греч. helios — Солнце) системе мира. Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Отдельные высказывания в пользу этой системы имелись у Аристарха Самосского, Николая Кузанского и др., но подлинным творцом этой теории является Коперник, к-рый ее всесторонне разработал и математически обосновал. В дальнейшем система Коперника была уточнена: Солнце находится в центре не всей Вселенной, а лишь солнечной системы. Огромную роль в обосновании этой системы сыграли Галилей, Кеплер, Ньютон. Борьба передовой науки за победу гелиоцентрической системы подрывала учение церкви о Земле как центре мира.
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715— 71) — представитель фр. материализма 18 в. Основу философии Г. составил сенсуализм Локка, из к-рого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Г., познается при помощи ощущений. Др. орудием познания Г. считал память, к-рую определял как “длящееся, но ослабленное ощущение”. Упрощенно трактуя мышление, Г. понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Г., играют человеческое сознание и страсть. Глубокая характеристика взглядов Г. дана Марксом: “Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы” (Т. 2. С. 144). Признание Г. решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в философском обосновании утопического социализма. Соч.: “Об уме” (1758) и “О человеке” (1769, изд. 1773).
ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман (1821—94) — нем. естествоиспытатель. Его физико-химические методы исследования живого организма нанесли удар по витализму и способствовали развитию материалистических взглядов в биологии. В физиологии Г. сделал ряд крупных открытий (измерение скорости распространения возбуждения в нервном волокне, исследования по физиологии органов чувств и закономерностей восприятия пространства и др.). В работах по теоретической физике и др. разделам естествознания Г. придерживался стихийно-материалистических взглядов. Однако в ряде случаев Г. склонялся к кантианству, отступая от материализма. Так, из учений о “специфической энергии органов чувств” он сделал неправильный вывод, согласно к-рому ощущения не есть субъективные образы объективных свойств вещей, а представляют собой лишь знаки, “иероглифы”, не имеющие никакого сходства с этими свойствами (Иероглифов теория). Ленин в книге “гМа-териализм и эмпириокритицизм” подверг критике непоследовательность философских взглядов Г.
ГЕНЕЗИС (греч. genesis) — происхождение, возникновение. Первоначально термин “Г.” был применен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта—Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.). В марксистской философии понятием “Г.” большей частью обозначается возникновение предпосылок нового в недрах старого и становление нового предмета (или явления) на основе этих предпосылок (см. также Генетический метод).
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с 17 в.) идеи развития: дифференциальное исчисление — в математике, теория Лайеля — в геологии, гипотеза Канта — Лапласа — в космогонии, эволюционная теория — в биологии и т. д. Г. м. вошел как один из методов в совр. математику и логику, как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) гл. его этапов, (3) осн. тенденций, линий развития. Осн. цель такого исследования — выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен, однако, раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный, абсолютный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В совр. науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др.
ГЕНИЙ (лат. genius) — высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают нек-рые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (греч. ge — земля и grapho — пишу) — совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития всякого об-ва. По мере развития об-ва изменяются и расширяются рамки Г. с. На ранних ступенях истории люди использовали гл. обр. естественные источники средств жизни (дикие растения и животных, плодородные почвы и т. п.). В дальнейшем все большее значение приобретают естественные богатства, составляющие средства труда, т. е. ископаемые и энергетические ресурсы. Г. с. играет важную роль в жизни об-ва. Она замедляет или ускоряет темпы развития стран и народов, а в ряде случаев оказывает решающее влияние на развитие отдельных отраслей хозяйства. В своем естественном состоянии природные условия не всегда удовлетворяют растущий потребности производства. Поэтому люди преобразуют и изменяют их. Человек, т. обр., является самым мощным фактором изменения Г. с. Но, как писал Энгельс, “на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,— что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять” (Т. 20. С. 496). Следовательно, масштаб, характер и формы изменения Г. с. обусловливаются не только уровнем развития техники. Они зависят гл. обр. от социально-политического устройства об-ва, от его способности строить гармоничные взаимоотношения с природой. Существующие в совр. мире общественные системы в силу различных причин еще не исключают случаи непродуманного вмешательства в природные процессы, что ведет к нарушению их естественно сложившегося “равновесия”. Одна из задач человечества — установление гармонических отношений об-ва с Г. с. (см. также: Биосфера, Ноосфера, Экология).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ФИЛОСОФИИ — под этим названием в философии нового времени подразумевалось использование заимствованного из античной геометрии аксиоматического метода для обоснования и изложения философских концепций и учений. Еще Декарт в “Рассуждении о методе” провозгласил его образцом для других наук, а ясность и очевидность, присущие геометрическим аксиомам, рассматривал как критерии истинности всякого знания вообще. Мальбранш в работе “О разыскании истины”, отмечая природную склонность людей к заблуждению, рекомендовал перенести Г. м. в область “метафизики”, т. е. умозрительной философии, чтобы иметь возможность вывести все следствия из немногих самоочевидных ее положений. Впервые аксиоматический метод практически использовал Спиноза для построения своего главного труда — “Этики”, где по образцу геометрии Евклида изложил свою систему, начиная с установления необходимых для этого определений и аксиом и кончая доказательством вытекающих из них теорем. В основе подобного рода применений Г. м. в ф. лежало механистическое представление о мире как грандиозной машине, подчиняющейся законам механики и геометрии.
|