Основные положения Ньютоновской механистической картины мира.
Существенный недостаток декартовской философии природы состоит в ориентации на чисто умозрительный характер ее принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования. Тем не менее философия Декарта получила широкое распространение во второй половине XVII века, а его идеи об универсальной механике оказывали свое влияние на ученых вплоть до появления «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона, заложивших основы классической механики.
Исаак Ньютон (1643—1727) не только привел в систему и завершил построение механики, как гипотетико-дедуктивной системы, но и положил начало классическому периоду развития естествознания. Программа механистического объяснения природы, выдвинутая им, определила развитие естественнонаучной мысли на протяжении двух столетий.
В отличие от Декарта, который при объяснении природы опирался на умозрительные принципы и дедуктивные методы рассуждений, Ньютон, как и Галилей, прочно опирался и широко использовал экспериментальные способы исследования. Однако в противоположность Ф. Бэкону, преувеличивавшему роль индукции, он высоко оценивал роль дедукции и математики при изучении природы.
«Как в математике, так и в натуральной философии1, — указывал Ньютон, — исследование трудных предметов методом анализа всегда должно предшествовать методу соединения. Такой анализ состоит в производстве опытов и наблюдений и недопущении иных возражений против заключений, кроме полученных из опыта и других достоверных истин. Ибо гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии. И хотя аргументация на основании опытов и наблюдений посредством индукции не является доказательством общих заключений, однако это — лучший путь аргументации, допускаемый природой вещей, и может считаться тем более сильным, чем общее индукция»2.
Хотя в приведенной цитате Ньютон заявляет о недопущении гипотез в натуральной философии, он имеет в виду гипотезы о так называемых скрытых качествах, проявления которых нельзя обнаружить эмпирически. Такие гипотезы о невесомых жидкостях, неопределенных частицах, силах и т.п. были широко распространены в натурфилософии XVII—XVIII вв. Но основные принципы механики самого Ньютона с современной точки зрения также можно рассматривать как гипотезы, которые, однако, в отличие от «скрытых качеств» надежно проверены и подтверждены многочисленными экспериментами и наблюдениями.
В отличие от прежних теорий система механики Ньютона строится на таких фундаментальных понятиях, как понятия массы, силы, пространства и времени. У Декарта такими понятиями являются протяжение, фигура и движение и поэтому сама его механика при отсутствии силы лишается динамического характера. Именно поэтому Ньютон придает силе решающее значение при объяснении явлений природы. По его мнению, такой силой является тяготение, которой наделены все тела. «Я изъяснил, — пишет он, — небесные явления и приливы наших морей на основании силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения»1. Силой тяготения Ньютон объясняет и отклонение движения тела от прямолинейной траектории. Искривление этой траектории происходит в результате притяжения одного тела другим. Декарт же для такого объяснения вводит вихри. Самым уязвимым местом в теории Ньютона были понятия абсолютного пространства и времени и связанный с ними принцип дальнодействия силы на расстоянии, которые были подвергнуты критике в теории относительности А. Эйнштейна. Но появление этой теории, как и квантовой механики, характеризует уже возникновение нового этапа развития естествознания.
Переход к неклассическому этапу развития естествознания сопровождался усилением ее связей с производством, возникновением прикладных ее отраслей, что способствовало в дальнейшем формированию самостоятельных технических наук. Одновременно с этим происходил процесс дальнейшей дифференциации и профессионализации научной деятельности.
|