На всем протяжении истории науки философские идеи и принципы играли значительную роль в ее развитии. Правда, начиная с 30-х гг. XX века, сторонники неопозитивизма приложили немало усилий, чтобы освободить науку от бессмысленной с их точки зрения метафизики или философии1. С этой целью они выдвинули программу демаркации науки и философии, согласно которой идеи и принципы философии объявляются лишенными реального содержания псевдоутверждениями, ибо они эмпирически не верифицируемы. Но в таком случае такими же псевдоутверждениями, как мы уже знаем, будут также утверждения чистой математики и даже общие принципы теоретического естествознания. На самом деле эмпирическая неверифицируемость общих и отвлеченных утверждений философии и абстрактных наук не лишают их реального содержания. Она свидетельствует лишь о том, что философия и абстрактные науки не принадлежат к области эмпирических или фактуальных наук.
Со времени своего возникновения философии всегда был присущ умозрительный характер, поскольку она анализирует универсальные проблемы, касающиеся устройства мира, места, занимаемого в нем человеком, а самое главное — возможности и трудности познания им окружающего мира. Поскольку же с этими проблемами в той или иной мере сталкивается каждая наука, то вполне понятен интерес к проблеме взаимоотношении философии и науки. Эта проблема предполагает, во-первых, рассмотрение влияния философских идей для обоснования науки, во-вторых, выяснение роли философии как эвристического средства научного поиска и, в-третьих, воздействия науки на постановку философских проблем. Все указанные компоненты проблемы по-разному ставились и решались на протяжении истории развития научной мысли.
Еще античные философы попытались объяснить огромное многообразие вещей и явлений путем сведения их к единому первоначалу. Родоначальник античной философии Фалес и другие представители его школы отождествляли первичные элементы мира или «стихии» с чувственно воспринимаемыми вещами (у Фалеса с водой, Анаксимена с воздухом), Гераклит же считал основой вещей огонь. Несмотря на наивный характер подобных объяснений, они содержали рациональное зерно, заключающееся в сведении многообразия мира к чему-то общему, единому, которое, однако, выступало у них в форме чувственной вещи. Поэтому подобные формы объяснения можно рассматривать как первые примитивные формы использования теории или скорее общей картины мира, из которой в дальнейшем возникли подлинно теоретические формы объяснения и обоснования науки.
Роль философии в обосновании научного знания.
Обоснование научного знания призвано обеспечить объективную истинность, проверяемость, точность и доказательность результатов исследований. Наиболее важную роль в таком обосновании играют теоретические объяснения, которые, как мы видели, заключаются в выводе эмпирических законов из теоретических путем установлении соответствия между теоретическими и эмпирическими терминами. Особую ценность здесь представляют ранее неизвестные эмпирические законы, с помощью которых открываются новые факты.
Посредством эмпирических законов объясняются конкретные факты, так как они выводятся как частные случаи из обобщений. Тем самым не только эмпирические законы, но и факты получают теоретическое объяснение. Но основное значение теоретического объяснения заключается в том, что благодаря выводу из него эмпирических законов оно получает эмпирическое подтверждение. Ведь конкретные факты и эмпирические законы мы можем непосредственно проверить только путем непосредственного наблюдения или специального созданного эксперимента. Таким способом теория получает реальное обоснование, связанное с практикой, специфической формой которой в науке служит опыт и эксперимент.
Философские принципы обоснования не ограничиваются, конечно, только объяснениями теоретических законов с помощью эмпирических. Они охватывают широкий круг логических принципов доказательных и правдоподобных рассуждений, определения понятий и методов аргументации. Но для развития науки, обобщения ее теорий и экстраполяции их на новые области исследования первостепенное значение приобретают именно теоретические объяснения.
Эвристическая и прогностическая роль философии в развитии науки.
Будучи основой мировоззрения, философия с самого начала своего возникновения занялась обсуждением проблем строения и происхождения окружающего человека мира, причин возникновения существующих в нем вещей и явлений и трудностей, связанных с их решением. Хотя эти обсуждения специально не контролировались опытом, а опирались на чистое умозрение и логику, тем не менее, в отдельных случаях они приводили к гениальным догадкам, которые на многие столетия предопределили развитие науки. Речь в первую очередь идет об идее строения материи, выдвинутой Демокритом. Своим острием его учение было направлено не столько против стихийно-материалистических воззрений первых античных философов, сколько против отрицания движения и изменения в реальном мире, с которым выступил Парменид в своей онтологии единого, неподвижного и нераздельного бытия. По его мнению, сама идея изменения логически противоречива, поскольку она рассматривает любую вещь, с одной стороны, существующей, а с другой — не существующей, если предположить, что за определенное время она уже в чем-то изменилась. Отсюда он сделал вывод, что понятие изменения неприменимо к миру: нам только кажется, что мир изменился, в действительности же он остается неизменным, неподвижным и не состоящим из частей.
Против такой картины мира и выступил Демокрит, который утверждал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых материальных частиц — атомов (от греч, atoms — неделимый). Эти атомы постоянно движутся в пустом пространстве и различным образом комбинируются друг с другом, образуя всевозможные вещи. Любое изменение в мире сводится поэтому в конечном итоге к различной комбинации атомов.
Эта гениальная философская идея Демокрита об атомном строении материи в дальнейшем стала основополагающей программой исследований ученых, где атомы стали рассматриваться как первоначала всех вещей. В классической механике и физике они уподоблялись материальным точкам, в которых сосредоточена вся масса вещества. После открытия их сложного строения атомы стали рассматриваться как объекты, состоящие из элементарных частиц, обладающих противоположными корпускулярными и волновыми свойствами.
Таким образом, решение чисто философской проблемы о возможности изменения и движения в мире послужило источником для реализации грандиозной программы поиска объяснения свойств и закономерностей наблюдаемых вещей и явлений с помощью ненаблюдаемых атомов и молекул. Таким путем в физике и химии удалось объяснить такие эмпирические законы, как обратную пропорциональность между объемом газа и его давлением (закон Бойля-Мариотта), прямую пропорциональность между температурой и объемом газа (закон Шарля — Гей-Люссака), закон постоянства состава в химии и некоторые другие.
После открытия сложного строения атомов и установления связи между массой вещества и его энергией ученым удалось использовать эту энергию на пользу человечеству. Еще более грандиозные перспективы обещает овладение энергией синтеза ядер атомов в термоядерной реакции. Все это свидетельствует о том, как чисто умозрительная философская идея о существовании мельчайшей частицы материи могла привести к таким неожиданным, не только теоретическим, но и грандиозным практическим результатам. Но атомы оказались ни мельчайшими, ни неделимыми частицами материи, поскольку сами они состоят из элементарных частиц.
В настоящее время эти частицы считаются неделимыми и бесструктурными объектами, хотя высказываются и противоположные мнения. Но, как говорил еще древнегреческий философ Анаксагор, при бесконечном делении исчезнет сама материя. Вот почему еще в античной философии возникла противоположная атомизму идея о едином, взаимосвязанном, целостном мире. Хотя эта идея выражалась в ней в общей форме и не доказывалась в частностях в силу отсутствия у греков конкретных наук, тем не менее, она в неявной форме стала программой будущих перспективных исследований. Возникшее в XVII веке экспериментальное естествознание, а позднее и общественные науки, стали открывать и исследовать взаимосвязи вещей и явлений в различных отдельных областях мира, что способствовало значительной дифференциации научного знания, к его углублению и уточнению. Однако постепенно это привело также к разобщению ученых разных специальностей, потере ими единого, целостного взгляда на мир и утрате взаимопонимания между ними.
Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, научное познание вынуждено было вернуться к античной идее единого, взаимосвязанного, целостного мира. В результате этого появились интегративные и междисциплинарные методы исследовании, ориентированные на изучение реальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимодействии. В наше время эта идея нашла свое конкретное воплощение в современном интегративном подходе к научному познанию, который получил свое теоретическое обоснование в системном методе исследования.
Прогностическая роль философии
в развитии научного познания, как мы видим, получает свою конкретную реализацию только тогда, когда сама наука начинает осознавать необходимость использования новых философских идей для решения своих конкретных проблем и задач. Часто это происходит стихийно под влиянием логики развития самих научных идей. Так произошло с применением идей атомизма в физике, химии и других отраслях естествознания. Нечто аналогичное происходит с использованием идеи о мире, как едином целом, в теории глобальной эволюции, экологии, самоорганизации и других отраслях науки.
Влияние науки на постановку философских проблем.
Отмечая прогностическую роль философии в развитии научного познания, не следует забывать об обратном воздействии науки на постановку и разработку философских проблем. В силу своей общности и абстрактности философские идеи обычно укоренены в конкретных науках. Поэтому постановка многих философских проблем происходит под воздействием трудностей, возникающих в научном познании. Действительно, ученые чаще всего начинают философствовать, когда в науке возникают эпистемологические и методологические проблемы, связанные с кризисом прежних мировоззренческих и философских идей и принципов, переходом к изучению новых явлений и процессов реального мира.
В связи с этим заслуживает внимания позиция К. Поппера, изложенная в статье «Природа философских проблем и их корни в науке»1. В ней он резко критикует позитивистские взгляды Л. Витгенштейна, который отрицал наличие философских проблем, считая их псевдопроблемами. На конкретном анализе учения Платона о формах или идеях он подробно показывает, что они возникли у него в связи с кризисной ситуацией, возникшей в греческой математике после открытия доказательства иррациональности квадратного корня из двух. Вера в рациональное устройство мира и существование рациональных чисел вызвала не только кризис оснований греческой математики, но и пошатнула принципы мировоззрения античных греков. Именно это обстоятельство заставило Платона заняться решением философской проблемы, возникшей в конкретной науке. К этому историческому примеру можно было бы добавить другие случаи, когда источником постановки философских проблем явились трудности, возникавшие в различных отраслях научного знания. Основываясь на этом, Поппер утверждает, что «подлинно философские проблемы всегда вырастают из проблем, возникающих вне философии, и они умирают, если эта связь прерывается»2. Нельзя думать, что такие проблемы возникают только в науке: они появляются и в политике, и в праве, и в морали, и в искусстве, и в социально-экономической жизни в целом. Пока философия сохраняет связь с различными сферами духовной жизни и культуры вообще, реагирует на трудности их развития, она оказывается в состоянии ставить и решать подлинные философские проблемы. Хотя источником возникновения философских проблем служат трудности, появляющиеся вне рамок самой философии — в науке и других сферах культуры и общественной жизни — это не превращает их в частные проблемы, так как их решение приобретает общий мировоззренческий смысл, одинаково интересный и для конкретных наук и различных сфер общественной жизни.
|