Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук

 

Решение вопроса о соотношении философии и частных наук мож­но свести к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодей­ствие (союз) обеих сторон (диалектический подход).

Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его фор­мы: спекулятивная (от лат. — наблюдаю, созерцаю), умозрение и по­зитивизм (от лат. — положительный).

Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютную модель» мира, не опираясь в должной мере на частнонаучное знание (которое не всегда было достаточно развитым). Это— тип концептуального знания, которое выводится без обращения к опыту, к фактам, только при помощи рефлексии, т. е. направляя мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого знания как такового. Наиболее характерные виды спекулятивного умозрения — натурфи­лософия (философия природы) и философия истории.

Натурфилософия — преимущественно умозрительное истолкова­ние природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между ес­тествознанием и натурфилософией, как и место самой натурфилосо­фии в системе философского знания, менялись в истории филосо­фии. В античности фактически сливалась с зачатками естественнона­учных знаний и обычно именовалась физикой. Натурфилософия была важнейшей составной частью философских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), разрабатывалась представителями немец­кой классической философии (особенно Шеллингом и Гегелем).

Несмотря на свой умозрительный характер, натурфилософия смог­ла выдвинуть ряд ценных продуктивных идей: атомистика античнос­ти (Левкипп, Демокрит и др.), идеи развития и «полярности», прин­цип целостности природы (Шеллинг, Гегель), единства материи, дви­жения, пространства и времени (Гегель), иерархии форм движения материи (Гегель) и ряд других.

Философия истории — раздел философии, связанный с преиму­щественно умозрительной интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Цель, содержание и проблематика филосо­фии истории существенно изменялись в ходе исторического развития: от умозрительных представлений (вплоть до середины XIX в.) к син­тезу философского и исторического знания; от простого описания ис­торических фактов и событий к раскрытию их внутреннего смысла, прояснению «общего плана» (закономерностей) истории, выявлению ведущих тенденций и направлений мировой истории.

Уже в античной философии содержались определенные представ­ления б прошлом и будущем человечества, однако они еще не скла­дывались в законченную систему взглядов. Начиная с XVIXVII вв. философия истории становится одним из главных разделов философ­ских систем. Ее становление как самостоятельной философской дис­циплины исторически связано с именами Вольтера, Вико, Гердера, Сен-Симона и особенно Гегеля.

Несмотря на умозрительность, схематизм, идеализм и метафи­зичность (наиболее ярко проявившиеся у Гегеля), представители фи­лософии истории смогли сформулировать целый ряд рациональных, позитивных идей, не потерявших своего значения по сей день. Среди них — идеи о закономерном ходе истории как процессе, о прогрессе в истории и его критериях, о единстве исторического процесса и много­образии его форм, о взаимосвязи свободы и необходимости и др. Были сформулированы «зачатки» материалистического понимания истории и показана необходимость исторического, диалектического подхода к ее исследованию.

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положи­тельное» (позитивное) знание может быть получено лишь как резуль­тат отдельных специальных (частных) наук и синтетического объеди­нения этих результатов. Философия же, как особая наука, претендую­щая на самостоятельное исследование действительности, не имеет права на существование. «Наука — сама себе философия» — вот кредо позитивизма.

Основоположник позитивизма, французский ученый О. Конт (1798—1857), уже в 30-х гг. XIX в. провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией. Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это, по его мнению, не исключает синтеза частнонаучного знания, за которым можно сохранить старое название «философия». Последняя сводится, таким образом, к общим выводам из естественных и социально-гума­нитарных наук.

Эти идеи Конта были развиты далее на последующих этапах эво­люции позитивизма — в махизме (эмпириокритицизме) и в неопози­тивизме (логическом позитивизме). Так, видный представитель по­следнего Л. Витгенштейн (1889—1951) считал, что философия не яв­ляется одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мнению, цель философии — логическое прояснение мыслей. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и от­четливыми.

Если философия Витгенштейном и признается возможной, то толь­ко лишь как «критика языка». Ее основная задача — борьба с дезори­ентирующим воздействием неправильного обращения с языком, ко­торое, по его мнению, является источником всякого рода псевдопроб­лем (среди которых и проблема объективной реальности).

Таким образом, по мнению неопозитивистов, предметом филосо­фии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выраже­ния знания, а также деятельность по анализу этого знания и возмож­ностей его выражения в языке. «Метафизика» (философия) рассмат­ривается не просто как ложное учение, а как лишенное смысла с точ­ки зрения логических норм языка. Противопоставляя науку филосо­фии, представители неопозитивизма считали, что единственно воз­можным знанием является только специально-научное знание. Тра­диционные философские вопросы объявлялись неопозитивизмом бес­смысленной «метафизикой» на том основании, что они формулиру­ются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, ибо определения последних не поддаются проверке.

Вместе с тем позитивизм оказал значительное влияние на методо­логию естественных и гуманитарных наук. Среди его достижений: критика чисто умозрительного философствования; выявление роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения тео­ретического аппарата и эмпирического базиса науки; анализ природы и функций математизации и формализации знания; стремление под­ключить философию к изучению знания, убрав из нее «общие слова», неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия абсолютный дух», «чистый разум» и т. п.).

Крупные представители естественных и гуманитарных наук, хотя и отвергали в своем большинстве позитивизм, но и указывали на его рациональные, продуктивные аспекты. Так, один из создателей квантовой механики В. Гейзенберг писал: «Всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точ­ность в деталях, максимальная ясность языка». Но тут же Гейзенберг подчеркнул, что «нужно думать и о широких взаимосвязях», ибо бу­дет «утерян компас, по которому мы можем ориентироваться»*. Вот это «отсутствие думания о широких взаимосвязях» (это «думание» и дает философия) — серьезная ограниченность позитивистских концеп­ций. Из других односторонностей, слабостей последних следует от­метить такие как: сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего — к анализу языка науки; абсолютизация роли искусст­венного языка и формальной логики в познании; агенетизм, антиис­торизм — исследование лишь готового, «ставшего» знания и его фор­мальной структуры без обращения к возникновению (генезису) и раз­витию знания, игнорирование социокультурного контекста последне­го и др. Указанные недостатки стремились преодолеть представители постпозитивизма, возникшего в 60-е гг. XX в., — Поппер, Кун, Лака-тос, Фейерабенд и др.

 

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика