Традиции. В научном познании мы имеем дело не с одной или несколькими, а со сложным многообразием традиций, которые отличаются друг от друга и по содержанию, и по функциям в составе науки, и по способу своего существования. Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности. Признание неявного знания усложняет и обогащает нашу картину традиционности науки.
Новации. Новации могут состоять в построении новой классификации или периодизации, в постановке новых проблем, в разработке новых экспериментальных методов исследования или новых способов изображения, обнаружении новых явлений (сенсационные открытия, описания новых видов растений или насекомых). К числу новаций следует причислить введение новых понятий и новых терминов. Новации относительны к последующему развитию науки. (Колумб открыл Америку, хотя он искал западный путь в Индию, был, уверен, что таковой существует, и умер в сознании, что открыл то, что искал). Так и в науке: новации и здесь часто осознаются задним числом, осознаются тогда, когда мы ищем в прошлом истоки современных идей.
Эволюционный период в развитии науки – это период реализации тех возможностей, которые были заложены в принятой данной наукой системе ее исходных абстракций и идеализаций. В эволюционные периоды развития науки ее собственные теоретические основания выполняют роль экрана и фильтра. Она отторгает влияние внешних несущественных факторов, не допускают проникновение в нее идей, противоречащим ее собственным основаниям, но пропускает те воздействия, которые дополняют имеющиеся теоретические основания.
Периоды научных революций – периоды, когда происходит отказ от ранее принятой научной теории, выработка новых теоретических оснований и обоснований. Научные революции делят, по масштабам влияния на науку – на локальные (в пределах одной дисциплины) и на глобальные (действуют на другие дисциплины). Глобальных революций не много – переворот Коперника, Ньютона, Дарвина, Эйнштейна. Возникающие в ходе таких революций теоретические основания наук не совместимы со старыми и требуют для своего обоснования выхода в область философии.
Причины научных революций:
1. Появление новых фактов, которые в старую теорию не укладываются, они порождают локальные революции.
2. Глобальные революции – изменение духовной ситуации, новые философско-антологические идеи.
Т.Кун ввел понятие парадигмы. Он считал, что любая теория стабильна, пока не накопится определенный объем аномальных фактов и не разрушит теорию. Процесс разрушения старой парадигмы и возникновение новой Кун назвал научной революцией.
|