Закон перехода количественных изменений в качественные.
Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные изменения того или иного предмета накапливаясь, могут приводить к заметным изменениям. Гегель заметил в таких изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. Качество - такая определенность предмета (явление процесса) которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью его свойств и принадлежащий к классу однотипных к нему предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Категория качества была впервые проанализирована Аристотелем, основавшим качественный подход к физическому миру. (квалитативизм). Представителей средневековой схоластики занимала проблема «скрытых качеств», ссылки на которые объяснялись различием свойства предметов, веществ. Философы материалисты 17-18 в.в. касались этой темы в связи с размышлениями о первичных и вторичных качествах. Однако на протяжении веков складывался и иной, количественный подход к миру, при котором стиралось, это качественное многообразие. Большое внимание этому уделили Пифагорейцы, разработавшие учение о числах, как выражение сути бытия. Количественная характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности предыдущих им свойств, выражаемая в числах. Обобщая мысли пифагорейцев и других своих предшественников, Аристотель пояснял «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых есть множество, если оно считаемо и величина если измеряема». Рассматривая ту или иную «вещь», явление, процесс, можно сосредоточить внимание либо на качестве, либо на количественных ее аспектах. Качественные и количественные методы анализа изучения широко применяются в различных разделах науки и практики. Качество и количество выражают противоположные и в то время неразрывные связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. В древнегреческой философии данное понятие применял Демокрит, считавший, что мера как бы соединяет объективные черты того или иного явления и ценностные отношения к ним (чувство меры) Второй момент еще сильнее был акцентирован в мысли софиста Протогора : «Человек есть мера всех вещей. Действительно, поскольку люди соотносят себя с окружающим миром и с другими людьми, они осмысливают, учитывают свойства вещей в своих действиях. Ведь философские понятия, проблемы включают в себя человеческий аспект.» Закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом его истолковании. Энгельс выразил так: «...качественные изменения точно определены для каждого отдельного случая. Способом могут происходить лишь путем количественного прибавления либо кол-ного уравнения материи или движения, (так называемой энергии)» Иначе говоря суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения постояно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющихся, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Закон перехода количества в качество изменений ориентирует на понимание мира, как сложного многокачественного включающего в себя элементарные частицы атомы и др. Все они отличаются друг от друга не просто размерами, массой и другими количественными характеристиками, но представляют собой разнокачественные образования. Т.е. закон раскрывает многокачественность мира в её неразрывной связи с различными характеристиками вещей. Качественное изменение, в отличии от количественного, выражается понятием скачка. Скачок - это переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Например: можно постепенно увеличивать количество ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цепная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это пример скачка с резко выраженной границей перехода от одного качественного состояния в другое. Динамика количественных и качественных изменений и её современное осмысление в понятиях системного подхода имеет большое значение для анализа процессов развития.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Единство материального мира, многообразных процессов, происходящих в обществе, предполагает, что внутри процессов, явлений сначала возникает различия. Эти различия перерастают в противоречия, а затем эти противоречия нарастают и превращаются в еще более углубленные противоречия. Противоположности часто скрыты в сущности вещей. Их необходимо рассматривать как стороны, свойства, тенденции которых с одной стороны предполагают друг друга, а с другой стороны отрицают т.е. находятся в постоянной связи. Поэтому противоречия во всем многообразии мира необходимо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Динамические противоположности неразрывно связаны друг с другом. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и другие парные категории диалектики являются примерами единства и в то же время борьбу противоположных факторов, явлений. Диалектическим противоположностям и выражающими их понятия присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Различают противоречия: внутренние, внешние, основные и неосновные, антагонистические (непримиримые), не антагонистические. Исходя из первого закона диалектики, развитие рассматривается как процесс возникновения, функционирования и разрешения противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития познания материального мира общества. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Так, Маркс разграничивал производство и распределение, производства и обмен производство и потребление, выявляя их различия, специфику важнейших функций, характеристик. Однако Поляризация противоположностей сменяется затем в анализе их частичной погруженностью друг в друга (произв обмен, произв потребление и т.д.), а затем теоретическимразвертыванием все более сложного их взаимодействия. Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть материалестической диалектики. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Закон раскрывает конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, разделяя на крайности, а осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс её развития.
Закон отрицания.
В диалектике отрицание рассматривается как неотдилимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Поскольку развитие - это процесс качественных изменений, то отрицание - это новое качество. Это не внешнее изменение, а внутреннее, момент связи нового со старым. В диалектике дейтсвует закон двойного отрицания, т.к. такое явление является в один и тотже момент и отрицательным и отрицающим. Впервые закон сформулировал Гегель в своей идеалистической системе. Закон отрицания отрицания выражает преимущественность, спиралевидность развития, связь енового со старым. В развитии наблюдается синтез, интеграция всего ценного что было на предыдущих ступенях развития. Развитие может возвращаться в исходную точку, но на более новом качественном уровне. В отличие от метафизичеки толкуемого «отрицания», подчеркивающего разрыв, противоположность предыдущего и последующего этапов изменения, диалектическое отрицание предлагает связь переход от одного этапа к другому. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1) Деструкция (разрушение, преодоления) прежнего 2) Кумуляции (его частичного сохранения, трансляции) 3) Конструкции (формирование, создание нового). Реальным аналогом «отрицания отрицания» в природе и обществе служат «спиралевидные процессы», сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Идея цикличности была дополнена идеей поступательности, прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирование качествено новых уровней бытия. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Самоотрицание и саморазвитие объекта вызывается внутренне присущим ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя возврат к старому. В мышлениях это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Поэтому закон отрицания отрицания выступает как закон практической и теоритической деятельности, з-н познания объективного мира.
|