Содержание
1. Введение
2. Содействие процессу перехода
3. Финансирование ЕБРР
3.1. Кредиты
3.2. Акционерный капитал
3.3. Гарантии
3.4. Инструменты финансирования МСП
4. ЕБРР и софинансирование
4.1. Причины привлечения других инвесторов
5. Ставки ссудного процента и условия
5.1. Страхование
5.2. Обеспечение
6. Требования к проектам
7. Экологические процедуры
7.1. Политика в отношении охраны окружающей среды
7.1.1. Экологический мандат ЕБРР
7.1.2. Общие принципы и задачи
8. Результаты основной деятельности ЕБРР в 1997 году
Список литературы
1. Введение
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году. Он существует, чтобы содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) , приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь.
Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок системе, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии. Расположенный в Лондоне ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк) . Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров Банка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательно контролируется.
Сила Банка кроется в его глубоком знании региона операций. Будучи одним из крупнейших иностранных инвесторов, финансирующих частный сектор региона, ЕБРР в курсе проблем и потенциала каждой из 26 стран операций. Тесно взаимодействуя с частными инвесторами, сотрудники Банка понимают их чувства беспокойства по поводу вложения капитала в регион, а также политической и экономической неопределенности.
В целях координации деятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странах операций, кроме одной. Эти представительства полностью участвуют в процессе разработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка. Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительства играют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.
Удвоение капитала Банка до 20 млрд. ЭКЮ стало реальностью в апреле 1997 года, что позволяет Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.
К концу 1997 года общий объем подписанных ЕБРР проектов составил 10,26 млрд. ЭКЮ, направленных на поддержку деятельности во всех 26 странах операций. Прибыль ЕБРР от основной деятельности в 1997 году составила 193,8 млн. ЭКЮ, перекрыв почти вдвое прибыль за 1996 год. С учетом роста портфеля и приоритетной задачи накопления резервов общая сумма резервов достигла 508 млн. ЭКЮ.
2. Содействие процессу перехода
Разные страны находятся на разных этапах процесса перехода к рыночной экономике. Местные условия определяют методы деятельности Банка, его стратегию, а в некоторых случаях ведут к разработке новаторских способов финансирования и снижения рисков. Банк готовит подробные стратегии для каждой страны операций, приспосабливая свои финансовые инструменты и методы работы к возможностям и потребностям каждой страны и каждого проекта. Уровень и характер спроса на финансирование ЕБРР зависят от этапа процесса перехода, на котором находится та или иная страна, и от ее привлекательности для частных инвесторов.
По мере перехода к рыночной экономике возникают новые возможности, а в некоторых других областях необходимость участия Банка снижается. Таким образом, в своей деятельности ЕБРР ориентируется на процесс перехода. Создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций, зависит в первую очередь от стран операций. В ответ на изменяющиеся возможности и потребности Банк увеличивает объем своих годовых обязательств по инвестированию в акционерные капиталы и расширяет финансирование посредников для последующего кредитования МСП. Будучи ведущим инвестором в регионе, ЕБРР задает тон другим инвесторам. Его тщательный финансовый анализ обеспечивает финансирование здоровых и устойчивых предприятий, которые своим существованием должны оказывать длительное воздействие на процесс перехода.
Поскольку средства ЕБРР ограничены, Банку приходится действовать эффективно и оказывать максимально возможное воздействие на процесс перехода путем реализации своих проектов. Банк особо подчеркивает важность "показательного воздействия", которое позволяет отдельным лицам и предприятиям учиться, принимая участие в каком-либо процессе или наблюдая за содержанием проектов и успехами или неудачами в их осуществлении. Многие проекты ЕБРР дают четкое представление о том, проект какого типа может оказаться успешным в данной отрасли или в данной стране.
Банк содействует организационному укреплению и формированию предпринимательской и правовой среды, благоприятствующей развитию частного сектора. Первоочередная задача ЕБРР – обеспечить становление финансовых учреждений и упрочение их роли. Финансовые учреждения играют исключительно важную роль в деле перехода к рыночной экономике, ибо они обладают способностью направлять средства в соответствующие ниши, способствовать процессу накопления капиталов, облегчать торговлю и создавать приемлемые стандарты финансовой дисциплины.
3. Финансирование ЕБРР
Финансирование ЕБРР зависит от конкретики проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или центральных властей) финансируются Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды. ЕБРР тесно сотрудничает со многими другими международными организациями, в частности с международными финансовыми учреждениями (МФУ) , такими, как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Международный валютный фонд. Вместе с тем он играет свою уникальную роль, и у него иные (в отличие от других, более старых организаций) сильные стороны. Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других банков развития, является поддержка им частного сектора, что составляет суть мандата ЕБРР, который гласит, что не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор. В 1997 году обязательства в частном секторе составили 76% по объему, в результате чего доля операций в частном секторе от всех взятых обязательств возросла до 67%.
Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия (МСП) , которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Одной из сильных сторон Банка является его широкий ассортимент инструментов финансирования и знания его специалистов, что дает ему возможность работать как в государственном, так и в частном секторах, когда проектные компании переходят из государственной в частную собственность. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или предприятий, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.
Во всей своей деятельности Банк действует на основе здоровых банковских принципов. Кроме того, он стремится действовать "в дополнение" к частному сектору и не конкурировать с другими частными источниками финансирования и не заменять их. Банк стремится также обеспечивать, чтобы воздействие его инвестиций выходило за рамки конкретных проектов и стимулировало процесс перехода к открытой рыночной экономике. В своей деятельности он руководствуется необходимостью содействовать экологически обоснованному и устойчивому развитию, а также соответствующими принципами закупок товаров и услуг. Банк является сторонником разумного корпоративного управления, включая рациональную практику управления, обнародование информации и ясную и последовательную практику бухгалтерского учета и аудита. Цель этого – обеспечить заемщикам ЕБРР возможность получения капитала не только у международных финансовых учреждений, но и из целого ряда других источников.
Одним из основных преимуществ Банка является его готовность и способность брать на себя риски, что объясняется составом его акционеров. Это позволяет ЕБРР раздвигать границы коммерческих возможностей в странах операций. Он берет на себя и часть проектного риска, действуя совместно с другими организациями частного сектора, такими, как коммерческие банки и инвестиционные фонды, а также с многосторонними кредитными организациями и государственными экспортно-кредитными агентствами.
Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА) , Банк может привлекать средства на международных рынках капитала на самых лучших условиях. Долгосрочные взаимоотношения ЕБРР со странами операций позволяют ему ослаблять воздействие некоторых рисков, что делает его привлекательным партнером. Его опыт помогает ему оценивать риски, а его доступ к фондам технического сотрудничества позволяет ему тщательно готовить проекты. Эффективность ЕБРР в расширении инвестиционной деятельности в регионе подчеркивается его способностью привлекать значительные средства софинансирующих организаций. На конец 1997 года на каждый ЭКЮ, инвестируемый самим ЕБРР, было привлечено еще 2,3 ЭКЮ из других источников. Используя свои сильные стороны, гибкость и оперативность, ЕБРР находится на передовом рубеже процесса перехода.
3.1. Кредиты
ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты (и вследствие этого требует возврата их) в любой из СКВ, главным образом, в долларах США, германских марках и ЭКЮ, но он уже начал фондировать кредиты или привлекать для них средства в ряде местных валют.
При кредитовании коммерческих предприятий Банк обычно не требует гарантий от конкретного правительства страны, и, как правило, кредиты предоставляются без права обращения взыскания на иностранных спонсоров после начала осуществления проекта. Основанием для выдачи кредита являются движение денежной наличности по проекту и предусмотренная в проекте возможность погасить кредит в течение оговоренного срока. Кредиты таких международных учреждений, как ЕБРР, по традиции исключаются из сумм государственного долга при реструктуризации его, и таким образом эти учреждения имеют статус привилегированного кредитора. Когда ЕБРР выступает головным кредитором, преимуществами статуса привилегированного кредитора могут пользоваться и банки, участвующие в выданных ЕБРР кредитах заемщикам из частного сектора.
3.2. Акционерный капитал
Инвестирование в акционерные капиталы может приобретать самые разные формы, включая подписку на обыкновенные или привилегированные акции. Предлагаются и инвестиции в квазиакционерный капитал, начиная от субординированных кредитов, долговых обязательств и приносящих доход векселей и кончая свободно выкупаемыми привилегированными акциями. При приобретении пая в акционерном капитале ЕБРР рассчитывает на получение соответствующего дохода на вложенные средства. Он всегда имеет четкий план изъятия своих средств и всегда выступает в качестве мелкого вкладчика. ЕБРР может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственным или частным предприятием. Гарантии ЕБРР могут помочь заемщикам в получении доступа к финансированию и распределению рисков в соответствии с пожеланиями ЕБРР и его партнеров по финансированию. При этом применяются те же кредитные критерии, что и для прямых кредитов.
Банк готов рассмотреть возможность финансирования передачи акций действующих предприятий только в случаях приватизации их, когда такая передача явно повысит эффективность предприятия (например, путем совершенствования управления, реконструкции или расширения его под руководством новых владельцев или слияния его со структурами поглотившей его компании) .
3.3. Гарантии
ЕБРР может помочь заемщикам в получении доступа к капиталу путем предоставления гарантий. Гарантии бывают различных типов, начиная от гарантий от всех рисков и кончая частичными гарантиями в отношении конкретных рисков, но во всех случаях максимальный риск должен быть известен и поддаваться измерению, а кредитный риск должен быть приемлемым.
3.4. Инструменты финансирования МСП
ЕБРР установил связи с целым рядом финансовых посредников для предоставления финансирования по проектам, которые слишком невелики для прямого финансирования. Это позволяет Банку поддерживать МСП, а эта категория предприятий имеет чрезвычайно важное значение для создания сильного частного сектора.
Кредитные линии. ЕБРР напрямую предоставляет среднесрочное и долгосрочное финансирование в виде кредитных линий ряду финансовых посредников для удовлетворения соответствующего спроса на кредиты. В отдельных случаях аналогичное долгосрочное финансирование ЕБРР предоставляет и правительствам, которые затем направляют эти кредиты по каналам коммерческих или инвестиционных банков на цели финансирования частных МСП.
Софинансирование. Время от времени ЕБРР заключает с местными банками и инвестиционными фондами рамочные соглашения о финансировании, по которым основная часть работы по обязательному обследованию подпроектов в значительной мере передается местному партнеру, но при принятии каждого решения о кредитовании учитываются принципы финансирования и кредитования ЕБРР.
Долевое участие в инвестиционных фондах. ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах, которые в свою очередь вкладывают капитал в частные средние компании, нуждающиеся в расширении.
Содействие торговле. С помощью своих программ содействия торговле ЕБРР стремится помочь местным банкам приобрести надежную репутацию и получить более широкий выход на международные финансовые рынки. В рамках этих программ ЕБРР обычно выдает гарантии частичной оплаты организуемых участвующими местными банками сделок, расчеты по которым осуществляются с помощью аккредитивов.
4. ЕБРР и софинансирование
ЕБРР стремится привлекать софинансирующие организации к участию в своих операциях — свое участие в проектах в частном секторе он обычно ограничивает 35%. Действуя в качестве катализатора по привлечению в регион других инвесторов, ЕБРР может использовать свои средства для поддержки более широкого круга проектов. В результате успешного привлечения из внешних источников капитала для финансирования проектов, спонсором которых выступает Банк, возрастает общий объем средств, предоставляемых на финансирование других проектов. К потенциальным внешним источникам финансирования относятся коммерческие банки и финансовые учреждения, экспортно-кредитные агентства и другие официальные источники (государственные программы содействия в целях развития) . Софинансирование способствует ознакомлению международных рынков капитала и коммерческих кредиторов с заемщиками в странах операций и привлекает прямые иностранные инвестиции. Для многих заемщиков доступ к коммерческому софинансированию, предоставляемому международным финансовым учреждением, является первым шагом на пути к получению самостоятельного выхода на рынки коммерческого капитала.
Внешнее финансирование поступает из коммерческих и официальных источников. Основными партнерами ЕБРР по софинансированию, помимо частных компаний, являются коммерческие банки (например, в качестве участников консорциумов ЕБРР) , другие международные финансовые организации, двусторонние финансовые учреждения или государственные программы содействия развитию, а также экспортно-кредитные агентства, занимающиеся прямым кредитованием.
ЕБРР установил хорошие рабочие отношения с ведущими коммерческими банками, другими организациями и компаниями, действующими в регионе. Еще десять коммерческих банков стали участниками синдицированных кредитов ЕБРР в 1997 году, в результате чего общее число участников консорциумов достигло 115. Софинансирование с коммерческими банками за год составило 937,3 млн. ЭКЮ. Официальные софинансирующие организации участвовали в 1997 году в 30 проектах и совокупно внесли 445,5 млн. ЭКЮ, что составляет наибольшую сумму софинансирования за год с двусторонними учреждениями с начала деятельности ЕБРР. Софинансирование с другими международными финансовыми учреждениями осуществлялось в рамках восьми проектов и составило в сумме 324 млн. ЭКЮ.
4.1. Причины привлечения других инвесторов
Распределение рисков — ЕБРР хочет убедиться в готовности организаций, имеющих непосредственный опыт работы по этому профилю, рисковать своими деньгами в поддержку проекта, считая его обоснованным.
Стимул — ЕБРР хочет привлечь другие финансирующие организации к участию в проекте либо путем предоставления кредитных средств, либо путем приобретения пая в акционерном капитале проекта.
Параллельное финансирование осуществляется в тех случаях, когда кредиты ЕБРР и участников софинансирования используются для финансирования отдельных комплектов товаров и услуг.
Синдицирование — процесс, с помощью которого ЕБРР осуществляет поиск других финансовых учреждений, которые согласятся выдать кредитные средства на основании представленных Банком документов на условиях, в основном сходных с теми, на которых готов осуществлять кредитование сам Банк. Синдицированное участие осуществляется в тех случаях, когда ЕБРР обязуется профинансировать весь кредит и во время или после оформления кредита продает участие в нем другому банку или банкам. В этих случаях ЕБРР по-прежнему несет обязательство за всю сумму, но часть своего обязательства финансирует за счет покупателя/покупателей доли/долей участия.
5. Ставки ссудного процента и условия
Расценки на кредит и схемы проектов рассматриваются в совокупности друг с другом, поскольку они связаны с рыночной конъюнктурой. Принимаются меры к выявлению и ограничению рисков по кредитам ЕБРР. Банк действует как коммерческое предприятие и предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам с учетом таких рисков.
При оценке рисков учитывается положение ЕБРР как международного учреждения и, в частности, его статус привилегированного кредитора.
Процентные ставки устанавливаются с маржой свыше базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР — лондонская межбанковская ставка предложения) . Кредиты могут предоставляться либо под плавающую, либо под фиксированную ставку, а также в сочетании с целым рядом инструментов хеджирования в зависимости от того, осуществляется ли операция на рынке производных ценных бумаг.
Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Льготные сроки погашения подлежат согласованию, а срочность кредитов обычно составляет от 5 до 10 лет в зависимости от требований конкретной операции. Погашение основной суммы обычно производится по частям равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения, например, до 15 лет.
5.1. Страхование
При финансировании ЕБРР требует от финансируемых им компаний или организаций обеспечения должного страхового покрытия обычно страхуемых рисков (например, риски, связанные с хищением фондов, пожаром, а также конкретные риски при строительстве) . Он не требует страхования политического риска или неконвертируемости местной валюты.
5.2. Обеспечение
ЕБРР обычно требует от финансируемых им компаний или организаций залогового обеспечения кредита активами проекта, к которым могут относиться следующие: закладная на основные фонды, закладная на движимое имущество, переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах, залог принадлежащих спонсору акций компании, а также переуступка прав компании на получение страхового возмещения и других вытекающих из договора выгод.
6. Требования к проектам
Поскольку средства ЕБРР ограничены по сравнению с масштабами потребностей региона, финансирование по линии Банка может иметь лишь ограниченный эффект. Главный упор Банк делает на качество финансируемых им проектов, а также на имеющиеся у него возможности повысить КПД проектов. Банк должен постоянно добиваться "мультипликационного эффекта" финансируемых им проектов, как-то: наглядность дополнительных выгод для экономики страны, привлечение софинансирования или устранение узких мест в инфраструктуре.
Одним из главных каналов финансирования по линии ЕБРР являются совместные предприятия с иностранным участием. Совместные предприятия дают партнерам реальную возможность выхода на внешние и внутренние рынки, способствуют притоку иностранного частного капитала в регион, уменьшают риск и облегчают передачу технологий и управленческого опыта.
Стремясь обеспечить схему финансирования, наиболее полно отвечающую требованиям проекта, Банк руководствуется нижеследующими исходными принципами.
1. ЕБРР финансирует до 35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании.
2. От других инвесторов, в частности промышленных, требуются значительные взносы в акционерный капитал в отношении проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. В таких случаях промышленные спонсоры рассчитывают на получение либо контрольного пакета акций, либо достаточных прав на управление предприятием.
3. Обычно на проекты в частном секторе предоставляется не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала.
4. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.
5. Банк обычно не предоставляет финансирование инвестору на приобретение уже выпущенных или вновь выпускаемых акций.
6. Акционерный пай спонсоров необязательно имеет форму только наличности, он может предоставляться в виде оборудования, механизмов, техники и т.д. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.
7. Экологические процедуры
7.1. Политика в отношении охраны окружающей среды
7.1.1. Экологический мандат ЕБРР
Соглашение об учреждении ЕБРР также предписывает Банку "содействовать во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию" (статья 2.1) . ЕБРР — первая международная финансовая организация, которую учредители наделили таким инициативным экологическим мандатом.
Экологический мандат отражает недавнюю историю региона операций ЕБРР. Ухудшение состояния окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза является в основном результатом осуществлявшейся в прошлом неверной и несбалансированной политики и практики. Это оказывало разрушающее воздействие как на экономику, так и на окружающую среду.
7.1.2. Общие принципы и задачи
Проводя экологические аттестации, ЕБРР обеспечивает экологическую обоснованность своих проектов и наблюдение за их природоохранными показателями. В рамках своих проектов он стремится обеспечить дополнительные экологические преимущества, особенно если эти проекты дают и экономические преимущества.
ЕБРР придает особое значение проектам, способствующим повышению энерго- и ресурсоэффективности, уменьшению отходов, возмещению и утилизации использованных ресурсов, использованию более чистых технологий, расширению использования возобновляемых ресурсов, а также другим проектам, имеющим в основном природоохранные задачи. ЕБРР играет значительную роль в финансировании ликвидаций серьезных экологических проблем.
Реализация приоритетов экологической политики Банка обеспечивается на всех этапах процесса оценки проекта. К процедурам Банка в этой области относятся отбор, исследования, такие как проводимые спонсором экологические оценки и ревизии, обзор состояния окружающей среды, включение экологических условий в юридические документы, а также экологический надзор за проектами и оценка их. Действующая в Банке секция экологической экспертизы устанавливает, в какой форме экологические обследования должны проводиться спонсорами или учредителями до прохождения этапа утверждения концепции проекта, а также требования в отношении опроса общественного мнения. Особое значение придается мерам, уменьшающим неблагоприятные с экологической точки зрения последствия выполнения проектов или улучшающим состояние окружающей среды, или гигиену труда и технику безопасности на производстве.
8. Результаты основной деятельности ЕБРР в 1997 году
В 1997 году ЕБРР значительно увеличил число утвержденных проектов, объем обязательств и освоения средств, превысив годовые операционные задания. Совет директоров утвердил проекты на сумму свыше 4 млрд. ЭКЮ, а стоимость проектов, подписанных Банком за этот год, составила свыше 2,3 млрд. ЭКЮ, это шестое подряд годовое увеличение. Валовой объем освоенных средств был на 50% больше чем в 1996 году и составил 2 млрд. ЭКЮ. В течение года осваивались средства во всех странах операций Банка.
|
число проектов
|
млн. ЭКЮ
|
Одобрено проектов
|
143
|
4014
|
Взято обязательств
|
108
|
2315
|
Освоено средств
|
318
|
2047
|
Таблица 1. Деятельность ЕБРР в 1997 году
Список литературы
1. Финансирование. Справочник для компаний и предпринимателей, рассматривающих возможности финансирования проектов или инвестирования в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. — ЕБРР, 1998 г.
2. Политика в отношении охраны окружающей среды / сентябрь. — ЕБРР, 1996 г.
3. Альтернативные источники финансирования. — ЕБРР, 1996 г.
4. Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и Содружестве Независимых Государств. — ЕБРР, 1996 г.
|