Своевременный финансовый механизм Российской Федерации, в том числе и бюджетный, невозможен без системы расчетов. Расчеты классифицируются по своему характеру на группы:
1) расчеты, осуществляемые внутри организации, учреждения, - внутренние расчеты; это расчеты администрации и персонала, возникающие в процессе экономической, управленческой, научной, учебной, производственной и иной деятельности, с целью осуществления которой создавалось учреждение или организация;
2) расчеты, осуществляемые между организациями и вышестоящим органом – ведомством, управлением и т.п. Такие расчеты называются внутриведомственными;
3) расчеты, возникающие между организациями, учреждениями за поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, - межхозяйственные расчеты;
4) одногородние расчеты – расчеты, осуществляемые внутри города;
5) иногородние расчеты – расчеты между организациями, учреждениями и т.п., находящимися в разных городах;
6) международные расчеты – производимые между плательщиком и получателем, находящимся на территориях разных государств.
К Регистрам бюджетного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками относится:
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (пункт 34 приложение №3).
Учет труда и его оплаты.
Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точечный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования, Государственным фондом занятости населения, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.
Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами.
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Выплата заработной платы обычно производится в денежной форме в валюте РФ. В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производится в иных формах, не противоречащих законодательству РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.
В бюджетных учреждениях правила начисления оплаты труда и дополнительных выплат регулируются дополнительным законодательством и отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства.
В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Трудовым кодексом РФ также установлено, что порядок стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъектов РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Единая тарифная сетка, установленная постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. №785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», имеет 18 разрядов: для рабочих – с 1-го по 8-ой, для служащих – со 2-го по 18-й.
Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату по соответствующей должности определяют умножением ставки (оклада) 1-го разряда на тарифный коэффициент. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 2 октября 2003 г. №609.
Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации. При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Для ведущих профессий в отраслях правительством РФ установлены вилки в оплате труда. Должностные оклады заместителей руководителя устанавливаются на 10-20% ниже окладов руководителей.
Бюджетные организации наряду с основной могут заниматься предпринимательской деятельностью. В этом случае часть работников организации оплачивается по формам и системам оплаты труда, применяемым в соответствующих отраслях народного хозяйства.
Основными видами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые два вида оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.
Оплата очередных отпусков.
Право на отпуск работникам предоставляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. За работником, находящимся в отпуске, сохраняют его средний заработок.
Пособия по временной нетрудоспособности
выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование. Основанием для выплаты пособий являются больничные листы, выдаваемые больничными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и его среднего заработка: при непрерывном стаже работы до пяти лет – 60% заработка; от пяти до восьми лет – 80% заработка, от восьми лет и более – 100% заработка.
Учет удержаний из заработной платы.
Из начисленной работникам организации заработной платы, суммы оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и по совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на три группы: обязательные, удержания по инициативе организации и удержания по инициативе сотрудника. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из доходы налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. При определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.
Учет расчетов по обязательному страхованию и социальной защите населения.
Объектом налогообложения для исчисления налога признаются: выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.
Ставки налога:
1. При условии, что Налоговая база на физическое лицо нарастающим итогом с начала года не превысила 280 000 руб.: Федеральный бюджет – 20%; Фонд социального страхования РФ – 3,2%; Фонды медицинского страхования – 2,8%. Итого ЕСН – 26%.
2. При условии, что Налоговая база на физическое лицо нарастающим итогом с начала года составила от 280 001 рубля до 600 000 рублей: Федеральный бюджет – 56 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей; Фонд социального страхования РФ – 8 960 рублей + 1,1% с суммы, превышающей 280 000 рублей; Фонды медицинского страхования: Федеральный фонд 2240 рублей + 0,5% с суммы превышающей 280 000 рублей и Территориальные фонды 5600 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей . Итого ЕСН – 72 800 рублей + 10% суммы, превышающей 280 000 рублей.
3. При условии, что Налоговая база на физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысила 600 000 рублей ЕСН составит 104 800 рублей + 2% с суммы превышающей 600 000 рублей.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
К Регистрам бюджетного учета заработной платы, довольствия военнослужащих, стипендий относится:
Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям (пункт 35 приложение №3).
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги.
Взаимоотношения бюджетного учреждения и его контрагентов (поставщиков и подрядчиков) делятся на два вида:
1 вид – это приобретение бюджетным учреждением товаров, работ и услуг для своей основной бюджетной деятельности (не коим образом не связанной с предпринимательской деятельностью организации). В данном случае все расходы учреждения в пределах установленных в Смете доходов и расходов лимитов будут оплачиваться за счет бюджетного финансирования. (См. Тема 5 Выше). Если расходы бюджетной организации превысили установленные лимиты, организация либо остается должна поставщику за оказанные работы и услуги (формируется кредиторская задолженность) либо бюджетное учреждение может образовавшуюся кредиторскую задолженность покрыть за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.
2 вид - это приобретение бюджетным учреждение материальных ценностей, товаров, работ, услуг и т.д. для ведения предпринимательской деятельности. Так как данные ценности не участвуют в процессе основной (бюджетной) деятельности организации, то и оплата выставленных контрагентами счетов осуществляется только за счет средств от предпринимательской деятельности. Бюджетное финансирование не предусматривает оплату предпринимательских расходов бюджетных учреждений.
Счет 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
На данном счете учитываются расчеты учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы.
Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; Карточке учета средств и расчетов.
Счет 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет счета 0 302 02 (03, 04, 05, 06, 07; 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23) 830 (Уменьшение кредиторской задолженности)
|
Кредит счета 0 302 02 (03, 04, 05, 06, 07; 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23) 730 (Увеличение кредиторской задолженности).
|
- Перечисление средств в оплату материальных ценностей и оказанных услуг.
- Зачет перечисленных ранее авансов.
|
Суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг (формирование кредиторской задолженности).
|
Учет расчетов по платежам в бюджет.
Бюджетное учреждение является плательщиков разных налоговых платежей, в зависимости от того ведет оно предпринимательскую деятельность или нет.
Бюджетные учреждения ведущие предпринимательскую деятельность и не ведущие являются обязательными плательщиками в бюджет следующих налогов:
1. НДФЛ.
2. ЕСН и отчисления в пенсионный фонд.
3. Налог на имущество.
4. Транспортный налог.
Так как, бюджетное учреждение не ведет коммерческую деятельность уплата данных налогов (кроме НДФЛ) производится за счет средств целевого финансирования (Смета доходов и расходов).
Если бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность оно является плательщиком и следующих налоговых платежей:
1. НДС.
2. Налог на прибыль.
Так как данные налоги относятся к предпринимательской деятельности учреждение уплачивает и НДС и Налог на прибыль за счет предпринимательской выручки; за счет средств от предпринимательской деятельности уплачивается и ЕСН с отчислений по заработной плате тех сотрудников, которые принимают участие в предпринимательской деятельности. Налог на имущество и транспортный налог с тех активов, которые задействованы не в бюджетной, а предпринимательской деятельности также уплачиваются за счет средств предпринимательской деятельности.
Счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».
На данном счете учитываются расчеты с бюджетом по: удержанным налогам из заработной платы; другим налогам и платежам.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов расчетов на Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.
Счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»
НДС.
Как мы уже говорили выше, учет по НДС ведут лишь те учреждения, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Если бюджетное учреждение не воспользовалось льготами по НДС, принцип учета НДС аналогичен принципу учета на коммерческих предприятиях:
1. При приобретении материальных ценностей и услуг НДС выделятся из стоимости и учитывается на отдельном счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
2. При начислении выручки начисляется и НДС. Учет начисленного НДС ведется по счету 0 303 04 000
3. В конце отчетного периода бюджетное учреждение перечисляет разницу, между начисленным НДС и уплаченным, при приобретении материальных ценностей и услуг.
Учет расчетов по НДС ведется на счете 0 303 04 000, его ведение аналогично ведению счета 68 в коммерческом учете.
Счет 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
Счет 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
На счете 0 210 01 000 учитываются расчеты по суммам на налог на добавленную стоимость, подлежащим возмещению из бюджета за приобретенные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги в рамках предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Примеры.
Счет 0 401 00 000 рассмотрен ниже.
Учет расчетов по заработной плате.
1. Начисление заработной платы:
1.1. За счет основной (бюджетной деятельности)
1.2. За счет предпринимательской деятельности.
2. Удержания из заработной платы:
2.1. НДФЛ.
2.2. По исполнительным листам согласно решениям судебных органов.
2.3. Добровольные удержания: перечисление заработной платы на пластиковую карту; взносы в профсоюзы и т.д. Добровольные удержания производится только на основании заявления сотрудника, в котором он указывает цели, на которые удерживается часть его заработной платы; размер удержания; реквизиты, по которым производится перечисление – выплата удержанных сумм.
3. Выплата заработной платы.
4. Депонирование неполученной заработной платы.
5. Выдача депонента.
Счет 0 301 01 000 «Расчеты по оплате труда»
Дебет счет 0 302 01 830
|
Кредит счет 0 302 01 703
|
- Выплата заработной платы.
- Удержания из заработной платы.
- Депонирование заработной платы.
|
Начисление заработной платы.
|
Счет 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»
Дебет счет 0 304 02 830
|
Кредит счет 0 304 02 730
|
На счете учитываются суммы заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий в установленный срок.
Учет депонированных сумм по заработной плате и стипендиям ведется в Книге аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.
|
Суммы выданной депонентской задолженности.
Д-т 0 304 02 830
К-т 0 201 04 610
|
Суммы стипендий и заработной платы, не полученные в срок.
Д-т 0 302 01 830
К-т 0 304 02 730
|
Учет операций по заработной плате.
Содержание операции.
|
Дебет счета.
|
Кредит счета.
|
Начисление заработной платы.
|
1. За счет бюджетной деятельности.
|
1 401 01 211
|
1 302 01 730
|
2.За счет предпринимательской деятельности.
|
2 106 04 340
|
2 302 01 730
|
Начисление ЕСН и взносов в ПФР на сумму заработной платы.
|
1. За счет бюджетной деятельности.
|
1 401 01 212
|
1 303 02 730
|
2.За счет предпринимательской деятельности.
|
2 106 04 340
|
2 303 02 730
|
Удержан НДФЛ с зарплаты.
|
1 302 01 830
2 302 01 830
|
1 303 01 730
2 303 01 730
|
Перечислен НДФЛ в бюджет.
|
1. С зарплаты сотрудников бюджетной деятельности учреждения.
|
1 303 01 830
|
1 30405 261
|
2. С зарплаты сотрудников, задействованных в предпринимательской деятельности.
|
2 303 01 830
|
2 201 01 610
|
Удержаны из заработной платы алименты и другие выплаты.
|
1 302 01 830
2 302 01 830
|
1 304 03 730
2 304 03 730
|
Перечислены удержанные суммы взыскателям.
|
1 304 03 830
2 304 03 830
|
1 304 05 211
2 201 01 610
|
Начислены пособия по социальному страхованию (кроме больничных)
|
1 303 06 830
|
1 302 13 730
|
Начислены больничные
|
1 303 02 830
|
1 302 13 730
|
Удержан НДФЛ с больничных.
Перечислен НДФЛ в бюджет.
|
1 302 13 830
1 303 01 830
|
1 303 01 730
1 304 05 261
|
Получены в кассу наличные для выплаты заработной платы.
|
|
|
1.Заработная плата сотрудников бюджетной сферы.
|
1 201 04 510
|
1 304 05 211
|
2.Заработная плата, сотрудников предпринимательской сферы.
|
2 201 04 510
|
2 201 01 610
|
Выплачена заработная плата из кассы.
|
|
|
1.Заработная плата сотрудников бюджетной сферы.
|
1 302 01 830
|
1 201 04 610
|
2.Заработная плата, сотрудников предпринимательской сферы.
|
2 302 01 830
|
2 201 04 610
|
Получены пособия из кассы.
|
1 302 13 830
|
1 201 04 610
|
Депонированы суммы невыданной заработной платы.
|
|
|
1.Заработная плата сотрудников бюджетной сферы.
|
1 302 01 830
|
1 304 02 730
|
2.Заработная плата, сотрудников предпринимательской сферы.
|
2 302 01 830
|
2 304 02 730
|
Возвращена невыданная заработная плата в бюджет.
|
1 304 05 211
|
1 201 04 610
|
Начислены стипендии учащимся.
|
1 401 01 280
|
1 302 16 730
|
Получены наличные в кассу для выплаты стипендий.
|
1 201 04 510
|
1 304 05 280
|
Выплачены стипендии из кассы.
|
1 302 16 830
|
1 201 04 610
|
|