В современном менеджменте широкое распространение имеет программно-целевая деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов и целей. Практически это означает, что ставиться определенная цель, и для ее реализации разрабатывается соответствующая программа. Программа представляет собой экономико-организационный документ, сочетающий в себе функции планирования действий и организации их выполнения.
Программно-целевое управление (ПЦУ) применяется в следующих случаях: когда реализация конечной цели зависит от множества промежуточных результатов, обеспечиваемых многочисленными службами; когда реализуемая цель характеризуется сложностью и новизной выполняемых функций и работ; когда реализация цели связана с выделением целевых ресурсов; когда реализация целей связана с наличием сложных этапов.
ПЦУ необходимо, т.к. с его помощью можно предсказать будущее и на это будущее можно повлиять в процессе разработки ПЦУ. ПЦУ осуществляется в 4 этапа: Выработка четких формулировок и целей;Разработка реалистичных планов достижения цели; Систематический контроль, измерение и оценка работы, состояние этой работы и результат;Корректировка мер для достижения запланированных результатов, если меры были не эффективны.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления выла развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.Стратегия – это программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Стратегия формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Следовательно, стратегическое управления – это процесс принятия и осуществления стратегических решений. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - ее цели, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.Предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу.Суждения о том, какую стратегию использовать, должны базироваться на тщательных оценках окружающей среды и внутреннего положения фирмы.
До тех пор пока стратегия фирмы не будет достаточно полно соответствовать внешним и внутренним условиям, ее осуществимость будет оставаться под вопросом.
|