Согласно отчету аналитического отдела компании SpyLOG , проводившего маркетинговое исследование рынка электронной коммерции в России, почти половина (47%) электронных магазинов успешно работает на протяжении двух и более лет. Удельный вес проектов, запущенных всего полгода назад, в целом составляет 8%, а в некоторых товарных категориях новых Интернет-магазинов практически нет.
Цитируемый отчет содержит обобщенные результаты анкетирования представителей Интернет-магазинов и изучение аудитории электронных магазинов и ее поведения в Интернете на основе статистических данных, собираемых счетчиками-трекерами SpyLOG (сентябрь 2005 года).
Общая аудитория Интернет-магазинов составляет 8,6 млн. посетителей в месяц — из них 656 тыс. человек составляют ядро аудитории. По данным на сентябрь 2005г., рост посещаемости Интернет-магазинов составил 10% с начала года. Таким образом, электронная коммерция в России постепенно развивается.
Интересно, что в электронные магазины в основном ходят в другое время, чем в реальные. В выходные дни посещаемость Интернет-магазинов на 40-45% ниже, чем в будни. Максимум посещаемости достигается по дням недели во вторник, по времени суток — с 15 до 16 часов.
Сейчас в аудитории Интернет-магазинов преобладают пользователи из России. Они составляют половину (49%) аудитории. Российская аудитория тоже делится почти пополам — на жителей Москвы 47% и остальных: Санкт-Петербург — 10,6%, Екатеринбург — 1,8%, Краснодар — 1,8%, Нижний Новгород — 1,8%, Ростов-на-Дону — 1,4%, другие российские города— 35,8%.
Проанкетированные владельцы Интернет-магазинов назвали главными недостатками, с которыми магазины сектора сталкиваются при торговле через Интернет, отсутствие у большинства пользователей опыта работы с предприятиями электронной коммерции (12%), технические проблемы, вызванные сбоями в работе провайдера и недоверие со стороны пользователей при покупке товаров в онлайновых магазинах (по 11%).
Для продвижения собственного сайта в большинстве случаев (76%) выбирается такой способ, как размещение контекстной рекламы в поисковых системах. Тем более что для них сделаны специализированные системы для контекстной рекламы типа «Яндекс.Маркета».
Распределение Интернет-магазинов по методам продвижения сайта таково: контекстная реклама — 75,6%, текстовая реклама — 53,9%, баннерная неконтекстная реклама — 51,1%, PR — 25,6%, вирусный маркетинг — 19,7%, все остальное —12,9%.
Свыше половины
рекламного бюджета на рекламу в Интернете выделяют 32% Интернет-магазинов, при этом 74% участников опроса считают эффективность рекламных мероприятий «достаточной».
Основную часть посещений Интернет-магазинов дают три категории трафикогенераторов — поисковики (36%), другие сайты, за исключением навигационных сервисов (18%), и переходы с неопределенной ссылкой (type-in — 37%). Из отдельных доменов наибольшее количество переходов дают yandex.ru (22% определенных ссылок), search.rambler.ru (11%), market.yandex.ru 4%), google.com (4%). Из поисковых запросов, по которым пользователи находят сайты сектора, наиболее популярны запросы «трЗ» (1% переходов с поисковых систем) и «сотовые телефоны» (0,4%) и «озон» (0,3%). Правда, по поводу последней цифры можно заметить, что на сайте магазина «Болеро» нет счетчика SpyLOG.
По данным SpyLOG, доля посетителей Интернет-магазина, ставших впоследствии покупателями, в настоящее время невысока — у 70% Интернет-магазинов эта доля составляет менее 0,1.
Рейтинг Rambler's Тор-100 насчитал порядка 613 тыс. сайтов, ежесуточно регистрируя около 400 новых. Последние три года число активных сайтов растет в среднем на 25-30% в год при удвоении посещаемости каждые полгода. Посещаемость увеличивается в результате развития и дополнительного наполнения в том числе и существующих мегапорталов (Mail.Ru, Rambler, RBC и проч.).
В последнее время специалисты все чаще говорят о начале инвестиционного бума в российском сегменте Интернета. По оценке Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ), в 2006г. в рунете было зафиксировано около 500 сделок на $1,5 млрд. Это в 2,5 раза больше, чем в 2005. Россия находится только в начальной стадии инвестиционного ажиотажа вокруг Интернет-ресурсов, обороты которых растут минимум на 50% в год.