Х
ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — нем. философ и социолог, проф. Франкфуртского ун-та (ФРГ), наиболее видный представитель второго поколения Франкфуртской школы. Испытал влияние идей Адорно, Вебера, Гадамера. В 60-е гг. был близок к движению “новых левых”, выступал против консервативных тенденций в политической жизни буржуазного об-ва; в начале 70-х гг. отмежевался от экстремизма. Ядро философствования X. составляет философия свободы и коммуникативного действия, к-рые, согласно его т. зр., играют решающую роль в социализации человека и эволюции об-ва. Гл. условием эмансипации человечества X. считает достижение рационального соотношения научно-технических возможностей и ценностных ориентации личности, науки и политики, пропагандирует идеи восстановления единства знания и интереса, интеллекта и действия. Значительное место в его трудах занимают проблемы социального познания, анализ к-рых сводится в основном к герменевтике. Последняя трактуется им не только как средство глубокого понимания текста и символов, но и как способность реконструировать прошлое т. обр., чтобы человек воспринял прошлые идеи и взгляды в качестве программы для своих размышлений и действий. С либеральных позиций X. подверг критике концепцию “технической рациональности” как “новой идеологии”, разновидности тех-нократизма. Он критически относится и к зап. философии техники. В его теории коммуникального действия критически анализируются такие пороки зап. об-ва, как растущая коммерциализация человеческих отношений, чрезмерная политизация об-ва, вторжение государства в личную жизнь индивида. Пути преодоления этих пороков и недостатков он усматривает в развитии коммуникативной и дискурсивной демократии, т. е. в создании и формировании “свободных от принуждения коммуникаций”, организации свободных и демократических дискуссий по самым различным темам и проблемам, развитии независимого общественного мнения. С т. зр. X., коммуникативная демократия — это подлинная демократия. Такая демократия трактуется им не только как возможность меньшинства высказывать свое мнение в рамках существующего законодательства, но и как право альтернативных групп на сопротивление и ненасильственные действия по отношению к государственным органам. X. выступает за творческое развитие гегелевской диалектики и кантонской этики, пропагандирует теорию модернизма и постмодернизма как философскую теорию совр. эпохи, критикует позитивизм и технократизм. Осн. соч.: “Теория и практика” (1963), “Познание и интерес” (1968), “Техника и наука как “идеология” (1968), “Проблемы легитимации в позднем капитализме” (1973). “К реконструкции исторического материализма” (1976), “Теория коммуникативного действия” (1981), “Философский дискурс модернизма” (1985), “Постметафнзическое мышление” (1988) и др.
ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889—1976)— один из основоположников и гл. представитель нем. экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. Осн. категорией идеалистической философии X. является “временность”, понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным X. считает “настроение”, т. е. формы стихийного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности, по X., являются забота, тревога, страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, к-рое X. называет “бытием-в-мире”. Учение об априорных формах разрабатывалось X. как учение о бытии (“фундаментальная онтология”). Чтобы постичь “смысл бытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою “смертность”, “бренность”. Лишь чувствуя себя постоянно “перед лицом смерти”, человек, согласно X., в состоянии увидеть значимость и наполиенность каждого момента жизни и освободиться от “идолов общественного бытия” — целей, “идеалов”, “научных абстракций”. Рассматривая язык как “дом бытия”, истинное средоточие культуры, X, разрабатывал идеи “спекулятивной филологии” с целью прояснения “истин бытия” (прежде всего в произв. поэтов-романтиков и символистов). Философия X. сводит воедино иррационалисти-ческие тенденции, имевшиеся у Кьер-кегора, в философии жизни, феноменологии Гуссерля. Осн. соч.: “Бытие и время” (1927), “Кант и проблема метафизики” (1929), “Введение в метафизику” (1953).
ХАРАКТЕР — совокупность устойчивых психических особенностей человека, к-рые зависят от его генетических особенностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни. Зная X., можно предвидеть, как человек будет вести себя в тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение, вырабатывая у личности общественно ценные качества. X. проявляется в том, как человек относится к себе, к др. людям, к порученному ему делу, к вещам. Наиболее полно X. выражается в общественно-трудовой практике, в системе поступков человека, накладывая отпечаток на все его поведение. X. имеет общественно-психологическую природу, т. е. зависит от мировоззрения личности, ее знаний и опыта, от усвоенных моральных принципов, от руководства со стороны др. людей и активного взаимодействия с ними.
ХИЛИАЗМ (греч. chilioi — тысяча) — религиозное учение о тысячелетнем “царстве божьем” на земле, предшествующем концу света. X. был присущ иудаизму и первоначальному христианству, где связывался с идеями прихода мессии — избавителя. Идеи X. привлекали к себе рабов и бедняков. Став официальной религией Римской империи, христианство отказалось от попыток изменения земных порядков, сделало упор на идею загробного воздаяния, отвергло X. как ложное учение. В эпоху средневековья X. оживает в ряде крестьянско-плебейских еретических учений, представляющих религиозную оболочку социального протеста (гуситы, анабаптисты). Сейчас X.— составная-часть идеологии нек-рых религиозных сект.
ХОЛИЗМ (греч. holos — целое) — идеалистическая “философия целостности”, близкая по своим идеям к теории эмердясентной эволюции. Это понятие введено Я. X. Смэтсом в книге “Холизм и эволюция” (1926). Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром управляет холистиче-ский процесс — процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи непрестанно возникают и обновляются. Холистический процесс, по Смэтсу. отменяет закон сохранения материи. “Фактор целостности” X. считает нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер. Идеи X. развивали также Дж. С. Холдейн (“Философские основы биологии”, 1931) и А. Майер-Абих (“Идеи и идеалы биологического познания”,1934). В совр.зап. литературе термин “X.” нередко используется для обозначения принципа целостности.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804—60) — рус. писатель и философ-идеалист, один из основоположников .славянофильства; окончил Московский ун-т (1820). В философских соч. (Полн. собр. соч., тт. 1—8, 1900—04) X. выступил как критик западноевропейской философской традиции, к-рую считал исконно рационалистической и формалистической. X. придерживался объективно-идеалистических взглядов, принявших у него форму религиозно-мистического волюнтаризма. Первоосновой сущего он считал идеальное, разумное и свободное начало, познание к-рого невозможно с помощью обычных познавательных средств человека — ощущений и разума, а должно осуществляться неким “внутренним знанием”, “разумным зрячеством”, т. е. с помощью религиозной веры. В”теории об-ва X. стоял на позициях провиденциализма и проповедовал “соборность” — союз индивидов, собранных во имя идеи бога и любви (в отличие от “ассоциации” — механической общности людей). X., хотя и подвергал нек-рой критике рус. социальные порядки, был сторонником отмены крепостного права путем реформ, в то же время считал, что самодержавие необходимо для сохранения и развития России.
ХРИСИПП (ок. 280—208/05 до н. э.) — наиболее выдающийся представитель стоической школы. Еще в древности его называли вторым основателем Стой и говорили даже так: “Если бы не было Хрисиппа, то не было бы Стой”. Диоген Лаэртский писал о нем: “Если бы боги занимались диалектикой, они бы пользовались диалектикой Хрисиппа”. У стоиков логика делилась на риторику и диалектику. X. дал для логики точное определение предложения, правил систематического деления всех предложений на простые и сложные, правильного и истинного аргумента (вывода) и доказательства в пропозициональной логике.
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ— направление социальной мысли, пытающееся совместить положения христианства и нек-рые идеи социализма. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся еще в Евангелии, в мировоззрении ранних христиан. X. с. возник в 1-й половине 19 в., выступив с проповедью христианской любви, идеи преобразования об-ва путем нравственного совершенствования людей. Среди теоретиков X. с.— П. Ламенне (Франция), Ч. Кингсли (Англия) и др. Мн. его положения прослеживаются в социальных доктринах католицизма (особенно после II Ватиканского собора), протестантских и православных церквей, в программах христианско-демократических партий, религиозных профсоюзов, молодежных и женских организаций. Лидеры X. с. отвергают капитализм, видят в социализме осуществление гуманистических чаяний, пытаются согласовать с социалистическими идеалами свои религиозные взгляды. Они выступают за сотрудничество с прогрессивными силами в борьбе за мир и социальную справедливость. Стоят в основном на позициях реформизма и, как правило, отвергают путь революционных преобразований. Идеи X. с. просматриваются в различных (в т. ч. и радикальных) вариантах теологии освобождения, тео-.логии надежды и т. д.
ХРИСТИАНСТВО — одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или “божественного спасителя”. X. было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Филона Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в искупительную жертву “сына божьего” Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из. мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X. добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054 в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность X.— протестантизм. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X.— наиболее распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными социальными условиями их существования. Общий кризис религии, переживаемый и X., заставляет руководителей церквей и сект искать новые пути к сохранению влияния на верующих. Они модернизируют традиционные положения вероучения, стремятся к согласованию своих принципов с “духом времени”. Пересмотру подвергаются социальные доктрины церквей, отношение к насущным жизненным проблемам. Порой X. представляют “третьим путем”, на к-ром якобы только и можно решить самые сложные проблемы человеческого бытия. Ряд христианских организаций, мн. верующие выступают с осуждением капитализма, в защиту национальных и демократических свобод.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, в процессе к-рой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), к-рые входят в X. д. благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из др. человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено X. д.— произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности — тоже деятельность, в известной мере аналогичная их творческому созданию. Без личной активности, без творческого воображения, без соучастия, сопереживания человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления картина, напр., так и останется куском холста, покрытого красками. Эстетическое отношение к искусству всегда “диалогично” — здесь нам предоставляется уникальная возможность вступить в общение с художественными гениями, к-рые сами стремятся к этому. На основе духовного общения между искусством и публикой осуществляется реальное воздействие его на личность, на ее эстетические установки, не всегда осознаваемые вкусы и сознательные идеалы, а через них — на поведение и деятельность человека. X. д.— и как деятельность художника, и как деятельность реципиента (читателя, зрителя, слушателя) — обладает системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, суггестивной (внушающей), компенсационной, катарсической (очищающей), гедонистической, эвристической (возбуждающей творческую энергию), коммуникативной, социально-организационной, социализирующей и воспитательной. Специфическая для X. д. система функций обусловливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. X. д. является центральным звеном художественной культуры, назначение к-рой — повышать действенность эстетической культуры в развитии об-ва, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования. Эта социальная сторона X. д. имеет все возрастающее значение в жизни об-ва.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД—исторически обусловленный, специфический способ отражения бытия, реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства. X. м. является средством воплощения и утверждения определенного эстетического идеала. Характер и направление того или иного X. м., способность и возможность отразить, применяя его, в художественных образах жизнь .людей, взаимоотношения личности и об-ва и т. п. зависят от социально-политических и духовных условий развития человечества в каждый данный исторический момент, от объективной роли того или иного класса в жизни об-ва. Всякий X. м. находится в тесной связи с мировоззрением, к-рое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество. Однако это сложное, диалектически противоречивое отношение, при к-ром (как показал Энгельс на примере Бальзака) художник благодаря силе своего реалистического метода может преодолеть в какой-то мере ограниченность своих взглядов.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понимания сущности X. о. является марксистско-ленинская теория отражения. В X. о. осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем ее эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. X. о. представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого'вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой X. о. связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства посредством системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.
|