Страница 1 из 2
У
УАЙТХЕД Алфред Норт (1861— 1947)—логик, математик и философ, проф. Лондонского, Гарвардского унтов. Автор, вместе с Расселом, основополагающей работы по математической логике (“Principia Mathematica”, 1910— 13). Попытка преодолеть кризис в физике путем признания изменчивости и постоянства природы приводит У. к пониманию ее как “процесса”. Определяя природу как “опыт”, У. пришел к неореализму, сочетающему элементы материализма с идеализмом. Позднее У. переходит к объективному идеализму. Мировой процесс, по У., есть “опыт бога”, в к-ром “объекты” (универсалии),переходя из идеального мира (“изначальная природа бога”) в физический (“производная природа бога”), качественно определяют “события”. В социологии У. сочетал признание идей направляющей силой истории с абсолютизацией роли личностей (“людей науки”), к-рые “в конечном счете управляют миром”. Осн. соч.: “Процесс и реальность” (1929), “Приключения идей” (1933).
УИНСТЕНЛИ Джерард (1609— после 1652) — англ. утопист 17 в., идеолог крайне левого течения в англ. буржуазной революции, один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс. В обосновании своего социально-политического идеала не вполне освободился от теологии, но в осн. перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Его осн. соч. “Закон свободы” (1652) проникнуто идеями “уравнительного коммунизма”, к-рый У. пытался претворить в жизнь мирными методами. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у У. с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал У.— последовательно демократическая республика.
УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ (лат Intellectus — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире. Важнейший источник информации, перерабатываемой и преобразуемой У., и объем-приложения выработанных им знаний, решений и целей — объективный мир. В этом смысле умственная, или интеллектуальная, деятельность человека является отражением объективной реальности на основе деятельности по преобразованию последней. В европейской философской традиции принято различать в качестве основных уровней интеллектуальной деятельности разум и рассудок. Рассудок рассматривается как интеллектуальная деятельность, не выходящая за пределы норм и стандартов, выработанных в социально-историческом и культурном процессе и в ходе индивидуальной деятельности, а разум — как высшая творческая способность У. создавать принципиально новые знания и постигать глубинную сущность реальности. Метафизический и естественнонаучный материализм сводят У. к нейрофизиологической деятельности мозга. Диалектический материализм признает У. и психическую деятельность в целом функцией мозга, к-рая, однако, не может быть полностью сведена к ней-рофизиологическим процессам, т. к. оперирует символами, несущими информацию, формируется и развивается на основе изменяющейся социально-исторической практики, в процессе общественного и культурного развития человечества. В настоящее время изучение способностей У. приобретает особое значение в связи с проблемами компьютеризации и созданием “искусственного интеллекта”, т. е. системы сложных программ, воспроизводящих на ЭВМ ряд интеллектуальных процедур и операций (логический вывод, экспертные оценки, диагностика, математические вычисления, чтение текста, опознание образов и т. д.). УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — рассужде-ние, в ходе к-рого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода). Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления, в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления. Всякое правильное У. должно удовлетворять условию: если его посылки истинны, то должно быть истинным (или правдоподобным) и заключение. Это условие соблюдается, если в ходе У. не нарушаются законы логики и правила вывода. В реальном процессе мышления часто опускаются нек-рые из посылок У. и явно не формулируются правила вывода и законы логики, лежащие в его основе. Это открывает возможность ошибок в У. Логика устанавливает способы отличения правильных У. от неправильных и тем, в частности, способствует предупреждению и исправлению логических ошибок. Обычно рассуждения и доказательства представляют собой цепи У., в к-рых заключение предшествующего У. становится посылкой одного из следующих за ним У. Условием правильности доказательства является не только истинность его исходных суждений — оснований доказательства, но и правильность каждого входящего в его состав У. По своей форме У. разделяются на несколько видов. Наиболее общим делением У. является деление их на дедуктивные и индуктивные (Дедукция, Индукция).
УМОЗРЕНИЕ — способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также нек-рых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.
УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД — две взаимосвязанные стороны человеческой, деятельности. В отличие от инстинктивных действий животных человек строит свою практическую деятельность сознательно, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. В первобытном об-ве У. и ф. т. выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разделения труда, самым глубоким выражением к-рого является отделение У. т. от Ф. т. С возникновением частной собственности, классов и государства У. т. становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть Ф. т. падает на долю угнетенных масс. Т. обр., возникает противоположность У. и ф. т. В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом об-ве, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функции У. т. старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном об-ве противоположность У. и ф. т. в осн. совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на Ф. т. как низшее сословие, “черная кость”, а У. т.— это удел “благородных сословий” — дворянства и духовенства. В капиталистической формации У. т. становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей — интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над Ф. т. Деление буржуазного об-ва на работников У. и ф. т. и его осн. классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции входит в число наемных работников и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в “белых воротничках”. В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности У. и ф. т. При социализме идет процесс формирования новой интеллигенции, хотя еще остаются существенные различия между- работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Вместе с тем создаются условия, способствующие. сближению У. и ф. т., повышению образовательного уровня, духовному развитию трудящихся. Однако окончательное преодоление этих различий будет возможно лишь на основе освобождения человека от тяжелого и монотонного Ф. т., автоматизации производства, передачи машине алгоритмизируемых функций У. т. и развития в труде творческих начал. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но сможет положить конец пожизненному прикреплению различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для к-рого участие в делах об-ва является первой жизненной потребностью.
УНАМУНО Мигель де (1864—1936)— исп. философ и писатель, представитель экзистенциализма. На формирование философских взглядов У. большое влияние оказали идеи Паскаля, Кьеркегора, Ницше, позитивизма. Трагическое мироощущение, связанное с приближением первой мировой войны (“Трагическое чувство жизни у людей и народов”, 1913), неприятие в 1923 военной диктатуры, а затем революции 1931 в Испании, стремление сохранить веру в бессмертие одновременно с сомнением в истинах религии (“Агония христианства”, 1931) — все это наложило на философское и художественное творчество У. печать пессимизма. Определилось его стремление к т. наз. “кихотизму” как разновидности духовного бунта (т. е. борьбы во имя неосуществимого идеала, представляющейся' разуму безумием) и эстетической утопии. Пытаясь анализировать ход социальной жизни, У. вводит понятие интраистории как непознаваемого основания, иррациональной субстанции исторических явлений и событий (языка, семьи и т. п.). Философия У. оказала большое влияние на эстетику и культуру, а также на философскую антропологию т. наз. мадридской школы (К. Субири, X. Мариас). Соч.— “О национальной чистоте” (1895), “Жизнь Дон-Кихота и Санчо” (1905), “Святой Мануэль Добрый, Мученик” (1931).
УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis .— общий) — обозначение общих идей в средневековой философии. В споре об У. шла речь о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой т. зр. У. существуют “до вещей” идеально (т. зр. крайнего реализма, Эриугена) или существуют “в вещах” (т. зр. умеренного реализма, Фома Аквинский). Противоположный взгляд: У. существуют лишь в уме, “после вещи”, в виде умственных построении (Концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм, Росцелин, Оккам).
УПАНИШАДЫ — один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении мн. вв. Наиболее древн. У. относятся к 7—3 вв. до н. э. Ведические боги и обряды наделяются в У. философским содержанием, истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. На вопрос о природе высшей реальности, с познанием к-рой все остальное становится известным, в У. дается идеалистический ответ: это то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти; это брахман — духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека — атман. Чтобы избавиться от круговорота новых рождений на земле, человек, по учению У., должен отдаться размышлению о единстве своей души (атмана) с брахманом. В У. получили отражение и материалистические идеи, с к-рыми приходилось бороться их авторам. Это были идеи, считавшие первоосновой мира одно из материальных начал — воду, огонь, воздух, свет, пространство или время — и отрицавшие существование души после смерти человека. Комментарии к У., написанные Бадараяной (2 в. н. э.) и затем Шанка-рой (8 в.), стали основой Веданты.
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 [Следующая] > [Последняя] >>
|