Ю
ЮМ Дэвид (1711—76) — англ. философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания, по Ю.,— объекты математики; все др. предметы исследования — это факты, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все суждения о существовании происходят также из опыта, к-рый, однако, Ю. понимал идеалистически: действительность лишь поток “впечатлений”, причины к-рых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, неразрешим. Одно из осн. отношений, устанавливаемых опытом,— отношение причины и действия; оно не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует .др., нельзя выводить, будто предшествующее — причина, а следующие за ним — ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью к-рой один объект производит др. Т. обр., Ю. отрицал объективный характер причинности, признавая, однако, бесспорное существование субъективной причинности в виде ассоциирования идей и порождения идей (т. е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Поток наших впечатлений не есть, по Ю., полный хаос: нек-рые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Ю., достаточно для практической жизни, поскольку источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. В этике Ю. развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности, выдвинув вместе с тем положение о наличии у людей альтруистической “симпатии” друг к другу; в эстетике соединил тезис “о вкусах не спорят” с симпатиями к классицизму, а затем и реализму в искусстве; в философии религии принял допущение, будто причины порядка во вселенной имеют нек-рую аналогию с разумом, однако отверг при этом всякое богословское и философское учение о боге и, ссылаясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Скептицизм Ю. теоретически обосновал утилитарное миропонимание буржуазии. Агностицизм Ю. послужил одним из гл. идейных истоков позитивизма. Осн. соч.: “Трактат о человеческой природе” (1734— 37), “Исследование о человеческом разумении” (1748), “Естественная история религии” (1755), “Диалоги о естественной религии” (1776).
ЮНГ Карл Густав (1875—1961) — швейцарск. психолог, создатель “аналитической психологии”. В 1907—12 ближайший сторонник Фрейда (Фрейдизм). Согласно Ю., наряду с личностным бессознательным существуют более глубокие слои “коллективного бессознательного”, где в виде “изначальных” психических структур (архетипов) хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. Осн. содержанием психической жизни человека Ю. считал процесс “индивидуа-ции” — стремление личности к полноте воплощения своих возможностей (“самости”). Если проблемы личной или социальной жизни этому препятствуют, происходит оживление архетипических структур бессознательного и возникают символические образы, к-рые повторяются в мифологии разных народов и могут возникать у каждого человека, с очаровывающей силой захватывая его. Задачей “аналитической психологии” Ю. считал толкование врачом архетипических образов, возникающих у пациентов. Он полагал, что на архетипической основе покоятся все великие идеи. Если бы все традиции в мире оказались разом обрезанными, писал Ю., то со следующим поколением вся мифология и история религий начались бы сначала. Ир-рационалистические, мистические стороны концепции Ю. были использованы для аргументации в теологических концепциях, для обоснования абстрактного искусства, архаизации искусства, доказательства демонического, бессознательного характера художественного творчества. Вместе с тем работы Ю. способствовали появлению исследований по сравнительной мифологии; получила известность его концепция психологических типов: экстравертированных и ин-тровертированных. Осн. соч.: “Мета-морфозы и символы либидо” (1912, с 1952—“Символы превращения”), “Психологические типы” (1921), “Отношения между Я и бессознательным” (1928).
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826—74) — рус. философ-идеалист, богослов. В статье “Из науки о человеческом духе” (1860) пытался опровергнуть работы Чернышевского об антропологическом принципе в философии с позиций идеализма. Ю. отвергал материалистическое истолкование психической жизни человека, противопоставлял ему христианское понимание единства души и тела. Человек, по его мнению, познается двояко: тело познается внешними чувствами, а душевные явления — внутренним чувством, верой, средоточием к-рых является сердце. Наука не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни, т. к. она не обладает для этого средствами познания. Несостоятельность религиозного идеализма Ю. показал Чернышевский в статье “Полемические красоты” (1861).
ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович (1873—1945) —публицист, переводчик философской литературы, меньшевик, в 20-х гг. отошел от политической деятельности. В книге “Материализм и критический реализм” (1908) выступил с критикой философии марксизма как махист и субъективный идеалист. Проповедовал эмпириосимволизм. В работе “Мировоззрение и мировоззрения” (1912) пытался оправдать идеализм специфическим характером философского творчества. Философия, по Ю., не наука, а результат полухудожественного эмоционально- интеллектуального видения, “форма коллективного мышления и чувствования”. В этом он близок Джемсу, Дильтею, Ницше. Критика взглядов Ю. дана в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.
|