Стремление к точности языка. Отчасти этому способствовало то, что ученые говорили на латыни. «Привычка» сохранилась и в современной науке (фармакология)
Специфические черты
- точность, однозначность выражения языка
- во избежание парадоксов в науке принято различать язык объектный и метаязык. На нем описывается язык объектов
В языке науки можно выделить понятийные слои:
1)Специфичных для данной дисциплины терминов (тезаурус)
2)Слой общенаучных понятий.
Основные источники – частные дисциплины, философия, неспециализированное функционирование языка. Объект, состояние, свойство, причинность, устойчивость, закон, пространство, время, система...- общие. Они определяют структуру познавательной деятельности, нацеливая внимание исследователя на определенные аспекты изучаемого объекта.
3)Элементы естественного языка в виде вспомогательных, общезначимых слов и грамматики. Употребление метафор в науке. Метафоры скрывают уподобление, они не точны, позволяют разорвать цепи строгости, точности, выразить неясную гипотезу.
Язык науки развивался вместе с наукой. Выводятся:1.забывают, 2.критика. Введение:1.если необходимо назвать, обозначить принципиально новое открытие, 2.если термины позволяют по-своему сформулировать проблему или увидеть объект. Среди наук есть полностью формализированные языком.
Принципы построения формализированного языка
1.четкое разграничение...
2.задается первичный алфавит (перечень исходных знаков, символов, терминов)
3.правила интерпретирования знаков и символов
4.правила составления сложных выражений из элементарных знаков и символов
5.формулируются правила, с помощью которых осуществляется переход от одних сложных элементов к другим производным сложным элементам
Функции языка
Главная функция языка заключается в назывании, чтобы слово могло быть репрезентантом конкретного объекта.
Неопозитивизм: было отмечено, что слова не просто обозначают, они имеют подсмыслы. Была поставлена проблема создать адекватный нейтральный формализированный язык. Язык науки не может быть нейтральным по отношению к опыту и культуре.
Постнеклассическая философия: преувеличение значения концептуальной зависимости терминов (Т.Кун)
1. Обозначение объектов мысли (репрезентирование)
2. При репрезентировании мы в то же время категоризируем их (разбиваем на группы)
3. В языке происходит создание идеальных объектов (создаем объекты с определенными выделенными свойствами)
4. Средство оформления мысли. Лишь в такой форме знание может войти в состав науки
5. Функция коммуникации в науке
6. Посредством языка структурируется познавательная деятельность, опыт.
Понятия и определения
В языке науки следует различать: термин, понятия и определения
Понятия – мысль об объекте, отражающем объект в его отличительных и сущностных чертах.
Термин – словесное выражение понятия.
Определение (дефиниция) – отграничить это понятие (явление) от других понятий (явлений).
Основными характеристиками понятия являются содержание понятия и объем
Содержание понятия – информация о признаках, характерных для данного объекта или группы объектов
Объем – множество объектов, обозначенных данным понятием
Объем и содержание находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем больше нетривиальной информации содержится в понятии, тем меньше объем понятия. Объем бывает единичный, общий и пустой (нулевой). Группа, которая обозначается, состоит из одного, нескольких и нет объектов. В основе пустоты: логическое противоречие («большая половина», «законопослушные преступники»); фактические противоречия (молодильное яблоко)
Наука пользуется и простыми понятиями:
1.при выдвижении гипотез,
2.понятия, которые обозначают некоторое предельное состояние объекта (абсолютно черное тело, идеальный газ)
Законы – это схемы, которые сформулированы не относительно конкретных событий, а относительно неких идеальных объектов
Посредством дефиниции уточняются выражения языка или вводятся новые понятия
Основные способы дефиниции: 1.Через указания родовой принадлежности объекта и его видового отличия. 2.Генетически через указания способа происхождения объекта. 3.Операциональный – указываем средство, процедуру, с помощью которой мы определили этот объект.
Используются и другие способы:
Астенсивные определения – процедуры, сходные с определениями
Описание – не систематическое (систематическое) собрание всех характеристик данного объекта
Сравнение – сопоставление характеристик объекта в сравнении с чем-то
Контекстуальные определения – скрытно содержатся в тексте. В образовании и науке (особенно социальная сфера) в начале рассмотрения объекта дается некое поверхностное определение объекта и в конце лекции возникает новое определение, богатое оттенками – восхождение от абстрактного к конкретному (в диалектичной логике)
Ошибки в определениях
- Определение слишком широкое (наука – духовное...)
- Определение слишком узкое (наука – истинное знание о мире)
- Определение включающее в себя круг (понятие А определяется через В, а В через А)
- Неясное, непонятное определение (одно неизвестное сводится к другому)
- Обращение за разъяснением к этимологии терминов (происхождение терминов)
|