Поппер рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но так же и как систему изменяющуюся и развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Согласно Попперу, в социально-гуманитарных науках, как и в естественных, должна применяться общая(формальная) логика. Однако для первой группы наук характерна ситуационная логика – специальная логика познания социальных наук (ситуационный анализ). Необходимость применения в этих науках ситуационной логики обусловлена. Согласно Попперу тем, что СГН стоят перед задачей объяснения невольных и часто не желаемых социальных человеческих действий, которые не могут быть объяснены средствами рациональной (формальной) логики. Ситуационная логика как метод «объективного понимания» «подвергает анализу» ситуацию действующего человека с тем, чтобы объяснить действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии. Считая ситуационный анализ важным объективным методом социально-гуманитарного познания, Поппер противопоставляет его «методам субъективного понимания» - психологизму, интуитивизму и т.п. Что подразумевает Поппер под ситуационной логикой или ситуационным анализом. «Под ситуационной логикой - Поппер подразумевал определенный вид пробных или положительных объяснений некоторого человеческого действия, аппелирующих к той ситуации, в которой находится человек, производящий действие». Этот метод ситуационного анализа можно назвать приложением принципа рациональности.
Т.о ситуационный анализ – метод теоретического исследования, и одной из его задач является различение ситуации, какой её видел познающий субъект и ситуации, какой была на самом деле.
Другая сопряженная с 1-й задача ситуационного анализа состоит в том, что с его помощью можно не только объяснить теорию, предложенную учеными в качестве адекватной, но и объяснить его неудачу при построении такой теории. Поппер полагает, что ситуационный анализ применим далеко за пределами научных теорий. Пример: предположить, в чем состоит проблема художника, подкрепив это предположение независимыми фактами. Т.о ситуац.анализ поможет нам понять работу художника , его цели, намерения, которыми он руководствовался в своем творчестве(подражать природе, создавать иллюзии реальности и т.п).
|