Натурфилософия — исторически первая, занимавшая до сер. XIX в. монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая приоритет философии по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена в виде формул: «Философия — наука «наук» или «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. (Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг).
Позитивизм — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество и человека философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов Согласно классическому позитивизму (О. Конт), наблюдение – универсальный метод познания (+ эксперимент), теория подчинена опыту. Эмпириокритицизм 70-е гг.(Э. Мах, Р. Авенариус) – связь опыта и теории, в основе знаний лежат ощущения, понятие науки д. б. ощутимо, проблема краткости мышления. Неопозитивизм 20-е гг. 20в. (Шлик, Карнап) – задача философии – анализ языка науки, принцип верификации – выявление научных и ненаучных знаний. К. Поппер - чистого опыта в науке не существует, проблема демаркации. Постпозитивизм – 2 пол. 20 в. (И. Лакатос) – в любой теории есть жесткое ядро и периферия. Т. Кун – понятие парадигмы, научная революция. П. Фейерабенд – против абсолютизации науки.
Антиинтеракционизм —философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи
Диалектическая концепция соотношения философии и науки —философия и наука, представляют собой качественно различные виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них.
Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:
- Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".
- Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении человека к миру.
- Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.
- Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.
- Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного. Она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.
- В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская, немецкая, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики
|