Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Приложение 1. Министерства и ведомства — источники экологической информации

Ниже приводятся сведения об основных министерствах и ведомствах — источниках экологической информации. Материалы приложения основаны, прежде всего, на официальных документах, определяющих цели и задачи этих организаций, но учитывают и некоторый опыт взаимодействия с ними. Разумеется, речь здесь идет, прежде всего, об информационных аспектах работы министерств и ведомств; многие другие функции остались за пределами нашего рассмотрения.

Госкомэкология РФ

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) является государственным органом, на который возложено осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и сохранение биологического разнообразия. Это ведомство несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Оно также осуществляет государственную экологическую экспертизу и государственный экологический контроль (“Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды” [74]).

В соответствии со своими задачами Госкомэкология и ее территориальные органы, как правило, располагают обширной информацией о состоянии окружающей среды и антропогенном воздействии на нее.

В задачи этого ведомства входит организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов). Информацию о загрязнениях различных сред Госкомэкология частично получает из своих территориальных органов, многие из которых в настоящее время имеют аналитические инспекции. В значительной части Госкомэкология использует данные Росгидромета, который обязан предоставлять эти данные в Госкомэкологию для подготовки Государственного доклада [75]. Именно Госкомэкология должна осуществлять общее руководство созданием и функционированием Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ, подробнее см. Приложение 2) [76]; в нее должны стекаться данные, собираемые в рамках этой системы. В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся в стадии осуществления пилотных проектов на уровне отдельных регионов.

В функции Госкомэкологии входит государственное регулирование и нормирование в области охраны окружающей среды, поэтому это ведомство является источником информации нормативного характера, прямо касающейся вопросов охраны окружающей среды. Оно согласовывает и утверждает нормы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, а также ограничивает или приостанавливает в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранного законодательства. Кроме того, это ведомство выдает и аннулирует лицензии и разрешения на ряд видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, а также связанных с работами природоохранного назначения.

Одной из основных задач Госкомэкологии является формирование системы особо охраняемых природных территорий. Значительная часть таких территорий находится в подчинении этого ведомства; соответственно, Госкомэкология располагает информацией о них.

Госкомэкология ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие. Отчетность предприятий, содержащая сведения о сбросах, выбросах, отходах производства, аккумулируется и обобщается территориальными комитетами по охране окружающей среды, передается в органы Госкомстата. Госкомэкология составляет и ведет перечень опасных отходов (в том числе радиоактивных), организует и ведет учет таких отходов, а также мест их размещения.

Госкомэкология совместно с другими специально уполномоченными государственными органами участвует в ведении кадастров природных ресурсов; обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов. В ее задачи также входит обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией. Насколько известно авторам, во многих регионах именно территориальные органы Госкомэкологии являются единственным государственным органом, который имеет штатных сотрудников, ответственных за обеспечение населения экологической информацией .

Госкомэкология организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации [74].

Госкомэкология организует и проводит государственную экологическую экспертизу, контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы. Госкомэкология и ее территориальные подразделения являются специально уполномоченными органами в области государственной экологической экспертизы, и поэтому располагают информацией о намечаемой деятельности. Эта информация представлена только заключениями государственной экологической экспертизы. Хранение документов, представленных на экологическую экспертизу, не практикуется (по крайней мере, на федеральном уровне).

Росгидромет

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), согласно соответствующему положению [75], является “федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы”.

В задачи Росгидромета входит наблюдение, оценка и прогноз “состояния атмосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ, а также сбор гидрометеорологической информации, ее анализ и обобщение”.

Росгидромет организует и обеспечивает мониторинг загрязнения окружающей природной среды, в том числе наблюдения за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф; подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды для ежегодного государственного доклада. Это ведомство также обеспечивает развитие и функционирование государственной службы наблюдений, системы сбора, хранения, обработки, анализа и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды; ведет государственный гидрометеорологический фонд данных и государственный фонд данных о загрязнении окружающей среды, а также централизованный учет информации и предоставление ее потребителям [75]. Росгидромет располагает информацией о стихийных гидрометеорологических явлениях, об экстремальных загрязнениях окружающей среды, о чрезвычайных ситуациях.

В систему Росгидромета входят территориальные органы управления, гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей природной среды и федеральные предприятия, учреждения и организации [75]. В частности, в эту систему входит целый ряд научно-исследовательских организаций.

Пункты наблюдения Росгидромета расположены по всей территории страны. По данным Государственного доклада “О состоянии окружающей природной среды РФ” [7], в 1996 г. регулярные наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям проводились в 1795 пунктах (2360 створах) на 1200 водных объектах. Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям было охвачено 190 водных объектов (280 пунктов контроля). В 246 городах и поселках действовало 659 стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Из приведенных данных видно, что, хотя общее число пунктов наблюдения Росгидромета весьма велико, на каждый субъект федерации приходится лишь относительно небольшое число таких пунктов.

Росгидромет ориентирован, в первую очередь, на получение информации о загрязнениях, значимых в глобальном или региональном масштабе, поэтому схема организации мониторинга в системе Росгидромета, а также способы обработки информации определяются, в значительной степени, этой задачей. Информацию о водных объектах Росгидромет собирает в основном путем организации стационарных постов на крупных реках, причем малые реки остаются как правило вне поля зрения этого ведомства (особенно в последнее время). Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха ведутся со стационарных, маршрутных и передвижных постов. При этом в сферу внимания Росгидромета также попадают в основном крупные источники загрязнения, формирующие региональный фон.

Росгидромет выпускает ежегодный “Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации” [38], ряд ежегодников, отражающих загрязнение окружающей среды РФ. Ведомство издает ежемесячный научно-технический журнал “Метеорология и гидрология”, а также большое количество специализированной научно-технической литературы.

Территориальные гидрометцентры, входящие в систему Росгидромета, обеспечивают регулярное информирование населения о фактических и ожидаемых погодных условиях, стихийных гидрометеорологических явлениях через средства массовой информации.

Предоставление информационных услуг органами Росгидромета, независимо от организационно-правовой формы пользователей, регулируется “Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды” (утверждено Постановлением Правительства РФ № 1425 от 15 ноября 1997 года [77]).

В соответствии с Положением, информация о состоянии окружающей среды предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [76]. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

Госсанэпиднадзор

Одна из старейших в России, служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в чьи функции входит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с 1996 года существует как департамент Минздрава России. До этого она имела статус Государственного комитета. Однако функции Госсанэпиднадзора при слиянии его с Минздравом не изменились. В своей деятельности он руководствуется “Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации” [78], а также “Положением о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации” [79].

Основными задачами Госсанэпиднадзора являются: обеспечение реализации государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-гигиеническое нормирование; совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности; определение приоритетных направлений деятельности и организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения [78].

Госсанэпиднадзор России также осуществляет ведение социально-гигиенического мониторинга (“Положение о социально-гигиеническом мониторинге” [80]). Основной целью этого вида мониторинга является установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих:

  • здоровье населения;

     

  • состояние среды обитания населения;

     

  • качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;

     

  • показатели социально-экономического положения, оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.

“Пользователями данными информационного фонда могут быть органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане” [80].

Центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:

  • осуществляют анализ полученных данных, выявляют причинно-следственные связи между изменением состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и ведут соответствующие базы данных;

     

  • подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

     

  • передают информацию в Российский информационно-аналитический центр Госсанэпиднадзора [80].

Подразделения Госсанэпиднадзора на местном (районном и городском) уровне заняты, главным образом, хранением и первичной обработкой данных, характеризующих вредное влияние среды обитания человека на его здоровье, а затем передают ее в вышестоящие инстанции. Основной анализ осуществляется на областном и федеральном уровнях. Тем не менее, некоторые элементы анализа, интерпретации собранных данных присутствуют и в работе органов Госсанэпиднадзора местного уровня. Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в обязанности этих органов входит подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов и городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного самоуправления.

Местные и региональные органы Госсанэпиднадзора информируют население об эпидемиологической обстановке по радио и телевидению, а также через газеты.

Подходы органов Госсанэпиднадзора к сбору информации существенно отличаются от подходов других органов, наблюдающих за состоянием окружающей среды. Наиболее важным отличием является система организации наблюдений. Пункты наблюдений Госсанэпиднадзора всегда привязаны либо к местам обитания человека, либо к источникам воздействия. Сбор информации о бактериологическом загрязнении, о качестве питьевой воды или качестве воздуха в жилых и производственных помещениях относится к исключительной компетенции Госсанэпиднадзора.

Стандартные методы измерения, принятые в системе Госсанэпиднадзора, несколько отличаются от методов, принятых в системе Росгидромета. Как правило, эти методы дают сопоставимые результаты. Однако в ряде случаев могут наблюдаться расхождения.

Госсанэпиднадзор является источником нормативной информации (в качестве примера можно привести СанПиНы — “Санитарные правила и нормы”). В частности, многие нормативы качества окружающей среды (в том числе значительная часть предельно допустимых концентраций вредных веществ в различных средах) разработаны и введены в действие именно Госсанэпиднадзором.

Министерство природных ресурсов

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации [81].

В состав министерства вошли самостоятельные ранее “ресурсные” ведомства — Комитет РФ по водному хозяйству, Комитет РФ по геологии и использованию недр.

Министерство природных ресурсов РФ является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и, в пределах своей компетенции, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

В основные задачи МПР входят:

  • разработка и проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

     

  • управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда;

     

  • организация государственного геологического изучения недр территории и континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;

     

  • ведение наблюдения за состоянием недр и мониторинга водных объектов совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов располагает значительным массивом информации о состоянии окружающей среды. Оно, в частности, ведет наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод, в том числе радиоактивного, ведет учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр, государственный мониторинг водных объектов. Структуры МПР ведут большое количество экологических исследований, в частности, создают карты загрязнений. К настоящему времени министерство разработало требования к подготовке ежегодного доклада о состоянии природных ресурсов. Предполагается, что такие доклады будут регулярно выпускаться на федеральном и региональном уровне.

Госстандарт

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) является “федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление стандартизацией, деятельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по сертификации в Российской Федерации” [82].

Именно Госстандарт утверждает государственные стандарты (ГОСТы). Эти документы определяют как основные стандартные методы измерений, так и целый ряд разработанных к настоящему времени “экологических” стандартов (например, серия ГОСТов “Охрана природы. Гидросфера” [83]). Информационная работа осуществляется через специализированную библиотеку, а также путем выпуска периодических изданий (журнал “Стандарты и качество”, см. приложение 3). Тексты ГОСТов, сборники, журналы можно также приобрести в магазине “Стандарты” (адрес магазина указан в приложении 4).

Рослесхоз

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства [84].

В число основных задач Рослесхоза, в частности, входят:

  • реализация основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и ведения лесного хозяйства;

     

  • организация и обеспечение рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;

     

  • обеспечение сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, биологического разнообразия, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда совместно с другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Рослесхоз, в соответствии с возложенными на него задачами, обеспечивает ведение государственного лесного кадастра, осуществляет мониторинг лесов и устанавливает порядок его ведения. Рослесхоз и его территориальные подразделения располагают информацией о подчиненных этому ведомству особо охраняемых природных территориях (в частности, национальных парках). На эту службу возложено ведение государственного кадастра по подведомственным особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Кроме того, Рослесхоз формирует базу государственных информационных ресурсов о состоянии лесного фонда и регулирует использование этой информации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вопросы предоставления пользователям информации о состоянии лесного фонда регулируются “Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющейся федеральной собственностью”, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1252 от 29 сентября 1997 года [21].

Большое количество полезных сведений о лесном хозяйстве РФ и государственном управлении им, соответствующих нормативных документах, лесохозяйственной документации содержится в книге “Зеленым о лесе и лесном хозяйстве” [86]. Одна из глав книги посвящена возможностям участия общественности в охране лесов, а также вопросам доступа к информации о состоянии лесного фонда.

Минсельхозпрод РФ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности [85].

К числу основных задач министерства относятся: разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, проведение аграрных и земельных преобразований, разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Министерство, в соответствии с возложенными на него задачами, обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды, осуществляет контроль за использованием средств химизации и защиты растений, осуществляет контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель и сельскохозяйственного водоснабжения.

Министерство располагает разветвленной сетью станций химизации, подчиненных Департаменту растениеводства, химизации и защиты растений. Эти станции ведут собственные наблюдения, главным образом, в области качества пахотных земель. Среди прочего, они определяют загрязнение почв радионуклидами и пестицидами. К числу достоинств этой сети следует отнести долговременность наблюдений при постоянстве выбранных контрольных площадок, а также длительное хранение отобранных проб, что позволяет при необходимости обратиться к ним вновь.

В распоряжении Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода находится информация о видах животных, отнесенных к охотничьим, а также об охотничьих угодьях. Кроме того, департамент располагает информацией об особо охраняемых природных территориях, относящихся к его ведению (зоологических заказниках).

МЧС

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) было создано в 1994 году.

В соответствии с “Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” [87], МЧС “является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе — радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны”.

МЧС России организует оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, осуществляет в установленном порядке связь с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий радиационных катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

В соответствии со своими задачами, МЧС накапливает информацию, которая может быть отнесена к экологической. Это сейсмологическая информация — МЧС руководит работой федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, — а также сведения о катастрофах, как стихийных, так и техногенных, и об их последствиях. Информация такого рода, накопленная в этом министерстве, может оказаться полезной не только в связи с конкретными чрезвычайными ситуациями. Так, если планируется строительство объекта повышенной опасности, например радиационно опасного объекта или предприятия нефтеперерабатывающего комплекса, и известно, что эксплуатация подобных объектов приводила в прошлые годы к возникновению чрезвычайных ситуаций, МЧС может стать ценным источником официальной информации об их последствиях. Эта информация затем может быть использована общественностью при обсуждении намечаемой деятельности.

* * *

Следует упомянуть еще несколько ведомств, которые могут служить источниками экологической информации. Поскольку приводимые характеристики являются очень краткими, в них отражена лишь часть тех сведений, которой может располагать ведомство.

Госатомнадзор (Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности) осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. В число основных задач этого ведомства входит установление критериев, правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; регулярное информирование государственных органов и населения об изменении состояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах. Госатомнадзор располагает информацией о радиационно опасных объектах и последствиях их деятельности для окружающей среды. Роскомрыболовство

(Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству) располагает информацией о промысловых рыбах. Кроме того, это ведомство осуществляет надзор за состоянием водоемов, отнесенных к рыбохозяйственным. Роскомрыболовство устанавливает стандарты качества воды для рыбохозяйственных водоемов, а также согласует условия природопользования в части, касающейся воздействия на эти водоемы.

Роскомзем (Государственный земельный комитет Российской Федерации) располагает информацией о земельных ресурсах, а также о почвах. Обеспечивает ведение Государственного земельного кадастра. Согласует условия землепользования при выделении земельного участка для намечаемой деятельности. Роскартография

(Федеральная служба геодезии и картографии России) — основной источник официальной топографической и геодезической информации. Госкомстат (Государственный комитет Российской Федерации по статистике) собирает и обобщает разнообразную информацию. Это, в частности, различные данные, отражающие хозяйственную деятельность, сведения о воздействии этой деятельности на окружающую среду (например, о выбросах, сбросах, размещении отходов), а также о здоровье населения.

Госстрой (Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике) является источником многочисленных нормативных и рекомендательных документов (СНиПы, СП, методики расчета ущерба от загрязнения окружающей среды, разъяснения к ним), регламентирующих различные аспекты процесса проектирования и строительства зданий и сооружений, в том числе и связанные с воздействием сооружаемого объекта на окружающую среду. Эти материалы могут оказаться полезными в связи с намечаемой деятельностью, например при проведении общественной экологической экспертизы.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика