Демографический тупик: проблемы образования и способы их решения |
Система образования представляет интерес для школьников по результатам социологических исследований. В отличие от укоренившихся представлений, современный школьник научился пользоваться инструментами социологии и еще до поступления в вуз может достаточно точно предположить вероятность поступления.
Причиной такой осведомленности являются не новости строительного мира или сообщения руководителей вузов, а демографический тупик высшего образования. Так, по данным исследования конкуренция за бюджетные места из года в год упрощается. Связано это с обычными математическими расчетами по рождаемости, поэтому прогнозы специалистов сообщают о динамике сокращения, как количества школьников, так и студентов вузов. Соответственно, такие прогнозы нашли отражение в государственной образовательной концепции: запланировано сокращение преподавательского состава до 30%.
Рост безработицы и социальной напряженности в связи с таким положением неизбежен. Этому стремление к высшему образованию следует реализовывать в учебных заведениях, репутация которых на протяжении длительного времени бесспорна. Конечно, это связано с дороговизной, однако вероятность закрытия учебных заведений «в подвалах» в период «естественного» снижения числа студентов велика. Идея с повышением зарплат учителей тоже находится в плачевном состоянии, так как в настоящее время рост не происходит, а в некоторых случаях наблюдается тенденция к снижению.
Вероятность ухода преподавателей особенно высока в сельских школах. Поэтому демографический тупик пока очевиден: образование выпускает ролевые модели в том стандарте, который бизнес-класс силится сломать. При этом усилия пока безуспешны: спрос на квалифицированные кадры по областям не соответствует предложению вузов. Поэтому наполнение рынка труда профессиональными преподавателями, которые планируют увольнение с основной работы по причине низкой оплаты труда, не улучшит в ближайшее время качество образования и мало способствует заявленному переходу на новый уровень. Школьнику необходимо при выборе вуза не только учитывать собственное стремлением к знаниям, но и совмещать с осторожностью и практичностью при выборе вузов. |