Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Международные финансы
А.Ю.Казанская
Финансы и кредит
Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
 
 


1.Что включают в себя мировые финансы?

Мировые финансы являются частью мировой экономики и представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира: финансовых ресурсов стран с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всего населения Земли, т. е. более чем 6 млрд человек.

Мировые финансы - ресурсы, используемые в международных экономических отношениях, т. е. в отношениях между резидентами и нерезидентами.

Финансовые ресурсы мира находятся в обращении и образуют мировой финансовый рынок (МФР). Структура мировых финансов:

1)финансовая помощь:

-   межгосударственные кредиты и гаранты;

-   кредиты и гаранты международных организаций;

2)мировой финансовый рынок (мировые рынки капитала):

-   валютный спот-рынок;

-   рынок деривативов;

-   рынок долговых и долевых ценных бумаг;

-   кредитный рынок, рынок банковских кредитов;  

 


2.Какие виды классификации существуют на мировом финансовом рынке?

  В составе международных финансов можно выделить:

1)публичные финансы. Субъектами являются:

-   суверенные государства;

-   нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства;

-   межгосударственные организации;

-   государственные образования;

-   вольные города.

2)частные финансы. Субъектами являются:

-   национальные и иностранные физические и юридические лица государства;

-   созданные физическими и юридическими лицами государства.

По срокам обращения финансовых активов выделяются следующие сегменты мирового финансового рынка:

-   валютный (краткосрочный) рынок;

-   рынок капитала (долгосрочный).

Границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты, так что вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой.

Выделяются следующие признаки классификации мирового финансового рынка:

1) характер участия субъектов в операциях. Участники рынка делятся на:

-   прямые (непосредственные) - те, кто заключают сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, косвенных участников, не заключающих самостоятельных сделок;

косвенные (опосредованные);

 цели и мотивы такого участия. На рынке участвуют:

- хеджеры - проводят операции хеджирования, предназначенные для защиты валютной выручки от валютно-курсового риска;

-   спекулянты - заключают сделки исключительно с целью заработать на благоприятном движении курсов. У них нет намерения страховать свои операции;

-   трейдеры - используют колебания курса по одному или нескольким контрактам;

-   арбитражеры - осуществляют финансовые операции на одном рынке с одновременным проведением противоположной операции на другом в целях извлечения прибыли на разнице курсов на разных рынках и в разные периоды;

3)типы элементов и их характеристики:

-   международные и межнациональные агентства;

-   национальные правительства и суверенные заемщики

-   провинциальные и региональные правительства (местная администрация);

-   муниципальные правительства;

-   корпорации, банки и другие организации;

4)страны происхождения субъектов. В зависимости от страны происхождения участники подразделяются:

-   развитые страны;.

-   развивающиеся страны;

-   международные институты;

-   оффшорные зоны — территории, где действуют налоговые, валютные и другие льготы для тех нерезидентов, которые базируют свои счета и фирмы на этих территориях, но осуществляют финансовые операции исключительно с другими странами;

5)типы инвесторов и должников. Выделяют две основные группы:

-частные инвесторы - это физические лица, которые, как правило, стремятся к диверсификации своих сбережений или увеличению процентов дохода путем приобретения различных финансовых активов;

-институциональные инвесторы - это профессиональные участники финансовых рынков.

К ним относятся банки (центральные, инвестиционные, коммерческие, государственные учреждения, международные финансовые институты, пенсионные фонды, страховые фонды и компании, взаимные (паевые) инвестиционные фонды, управляющие инвестициями, транснациональные корпорации.

-   рынок страховых услуг;

3)золотовалютные резервы:

-   частные золотовалютные резервы;

-   официальные золотовалютные резервы.

 


3.Что представляет собой мировой валютный рынок?

Мировая валютная система - это форма организации валютных отношений, регулируемых национальным валютным законодательством и межгосударственными отношениями.

Мировая валютная система включает в себя следующие основные элементы:

1)  мировой денежный товар - принимаемый каждой страной эквивалент выведенного из нее богатства и обслуживающий ее международные отношения. Первым международным товаром выступало золото, затем -национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги).В настоящее время - композиционные или фидуциарные, основанные на доверии к эмитенту деньги: международные и региональные платежные единицы (специальные права заимствования (SDR), ЭКЮ и заменяющие их евро);

2)  валютный курс — определяется как стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютные курсы бывают двух основных видов:

-   фиксированный - в его основе лежит валютный паритет, т. е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран;

-   плавающий - зависит от рыночного спроса и предложения валюты и может значительно колебаться по величине;

3)валютные рынки - совокупность денежных требований и обязательств нерезидентов друг к другу. Мировой валютный (форексный) рынок включает отдельные рынки, локализованные в различных регионах мира, центрах международной торговли и валютно-финансовых операций;

4) международные валютно-финансовые организации;

5) межгосударственные договоренности.

 


4.Что означает привязанность курса национальной валюты?

Привязанность курса национальной валюты означает его фиксированность по отношению к одной добровольно выбранной базовой валюте (доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку и др.) и его автоматические изменения в тех же пропорциях, что и курс базовой валюты.

Привязанность курса национальной валюты к стандартной или индивидуальной валютной корзине означает, что он колеблется вместе с искусственно сконструированными валютными комбинациями. При плавающих курсах они определяются на основе соотношения объемов рыночного спроса и предложения на данную валюту1.

 


5.Какова валютная система Российской Федерации?

   В настоящее время в Российской Федерации действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Банком России по результатам торгов на ММВБ.;

Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица Российской Федерации - российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. и заменивший рубль СССР.

Валютные ценности:

-   иностранная валюта;

-   ценные бумаги в иностранной валюте: платежные документы, чеки, векселя, аккредитивы;

-   фондовые ценности (акции, облигации, прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте);

-   драгоценные металлы (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий).

 


6.Кто такие резиденты?

 Резиденты - это:

-   физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся вне России;

-   юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в Российской Федерации;

-   предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;

-   находящиеся за пределами России филиалы и представительства вышеуказанных резидентов;

-   дипломатические и иные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ.

 


7.Кто такие нерезиденты?

 Нерезиденты - это:

-   физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в РФ;

-   юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

-   предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

-   находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;

- находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

 


8.Какие операции относятся к текущим валютным операциям?

К текущим валютным операциям относятся:

-   переводы в Российскую Федерацию и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

-   получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более180 дней;

-   переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

-переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

 


9.Какие операции связаны с движением капитала?

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относят:

-   прямые инвестиции — вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

-   портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

-   переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иные права на недвижимость;

-   предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

-предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180дней;

-все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютнымиоперациями2.

 


10.Кем осуществляется валютное регулирование и контроль?

  Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк Российской Федерации, устанавливая порядок обязательного перевода, вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам. Также банк выдает валютные лицензии, проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны - Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и Санкт-Петербургской бирже.

  Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля -Центральным банком Российской Федерации и Правительством РФ, а также их агентами.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

 


11.Что представляет собой мировой рынок деривативов?

        Деривативы - это производные финансовые инструменты, в основе которых лежат акции, облигации, валюта.

Наиболее распространенными видами деривативов являются:

-опционы - дают право обладателю продать или купить необходимые акции;

-свопы - соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периода времени;

-фьючерсы - контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по указанной в контракте цене.

Цена инструмента определяется на основании цен базисных активов (товаров, валюты, ценных бумаг).

Рынок деривативов тесно связан с валютным рынком на основе обмена одной валюты на другую или ценных бумаг в одной валюте на другие.

 


12.Какие сегменты включает в себя мировой кредитный рынок?

     Мировой кредитный рынок - это рынок международных кредитных операций. В широком смысле мировой рынок капитала - это экономический механизм аккумуляции и перераспределения свободного капитала в рамках всего мира. Выделяют два сегмента мирового кредитного рынка, различия между которыми определяются сроками и формами использования финансовых ресурсов, характером сделок, составом кредиторов и заемщиков, уровнем и динамикой процентов, государственно-правовой формой организации, степенью развития и другими факторами:

1) мировой рынок долговых ценных бумаг. На данном рынке обращаются в основном векселя и облигации (частные и государственные);

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) - российский вариант казначейского векселя. Выпускался с периодом обращения на несколько месяцев под высокий процент для погашения внутреннего государственного долга.

Государственные ценные бумаги занимают большое место на мировом рынке долговых ценных бумаг. Ценные бумаги США рассматриваются как наиболее надежные — на них приходится около половины всего мирового рынка государственных ценных бумаг.

На мировом рынке долговых ценных бумаг выпускаются и иностранные облигации. Они обычно обращаются в какой-либо одной зарубежной стране и номинируются в ее национальной валюте;

2) мировой рынок банковских кредитов. Это рынок различных финансовых ссуд, займов и кредитов. Заемщиками на нем выступают фирмы, банки, правительства. Кредиторами на рынке выступают финансово-кредитные организации, преимущественно банки, а также трасты и фонды.

На рынке банковских кредитов функционирует межбанковский сегмент, на котором кредитные организации разных стран размещают друг у друга временно свободные финансовые ресурсы, в основном в виде краткосрочных депозитов, а также в виде текущих счетов и ссуд.

 


13.В чем причины возникновения евродолларов?

     На мировом финансовом рынке ресурсы теряют свою национальную принадлежность. Отсюда и появился термин «евродоллары» по имени главной валюты Европы, хотя евродоллары обращаются не только в европейских финансовых центрах.

   Сегмент мирового финансового рынка, на котором обращаются евродоллары, называют еврорынком - рынком евродолларов. Кредиторы на этом рынке - евробанки, берущие на нем займы - еврозаймы, эмитируемые на нем ценные бумаги - евробумаги (еврооблигации, евроноты).

   Причины, породившие появление евродолларов, связаны со стремлением владельцев финансовых ресурсов к их надежному и прибыльному размещению, которое они не всегда могут сделать на рынке из-за нестабильности социально-экономической и политической ситуации, высоких национальных налогов. Кроме того, концентрация евровкладов позволяет быстро и без особого риска переводить их в различные точки мира.

 

 


14.Для каких целей предназначены официальные золотовалютные резервы мира?

   Официальные золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных отношений.

    Официальные золотовалютные резервы - резервы, которые состоят преимущественно из иностранной валюты и золота и принадлежат государству, хранятся в центральных банках и других финансовых органах страны.

Задача золотовалютных резервов заключается в воздействии на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государство продает и покупает иностранную валюту. Такие сделки называются валютными интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту и поддержания на этой основе их обменного курса.

Существует общепринятый минимум официальных ЗВР - трехмесячный объем импорта товаров и услуг. Величина всех золотовалютных резервов мира составляет 1,7 трлн долларов. Примерно половина их сосредоточена в развитых странах, прежде всего в США, Японии, Германии. Из развивающихся стран наиболее крупные ЗВР имеются у Бразилии и Мексики. Один из крупнейших ЗВР мира - Китай.

  Специальные права заимствования (SDR) - особая международная денежная единица, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Специальные права заимствования были эмитированы МВФ для стран - участниц Фонда в качестве специальной международной валюты для расчетов между государствами. Из-за того, что SDR не торгует на валютных рынках, эта единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют.

Официальные золотовалютные резервы мира на 3/4 состоят из иностранных валют. Часть этой валюты хранится без движения, часть вложена в высоколиквидные иностранные государственные ценные бумаги или на депозиты в иностранных банках, что приносит дополнительный доход владельцам и распорядителям официальных ЗВР. Обычно это центральные банки и/или министерства финансов. В России основная часть официальных золотовалютных резервов находится в распоряжении Центрального банка РФ, меньшая - в распоряжении Министерства финансов РФ.

В случае нехватки финансовых ресурсов в стране государство предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный капитал (займы, кредиты, ссуды, гранты). Подобные заимствования составляют значительную часть международного движения капитала. Они осуществляются на коммерческих или льготных условиях (финансовая помощь).

 


15.Каким образом оказывается финансовая помощь?

     Финансовая помощь - это заимствования на льготных условиях. К ней преимущественно прибегают развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Финансовую помощь нуждающимся странам оказывают как зарубежные государства (преимущественно развитые), так и международные организации (МВФ и Международный банк реконструкции и развития - МБРР). Помощь может быть:

1)техническая - помощь, оказываемая в виде услуг;

2)гуманитарная - в виде поставок продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости;

3)военная - в виде поставок вооружения.

   Грант-элемент - это показатель, используемый для определения уровня льготности различных заимствований. Он устанавливает, какую часть платежей в счет погашения долга недополучит кредитор в результате предоставления займа (кредита, ссуды) на условиях более льготных, чем коммерческие. Условно считается, что при предоставлении займа на коммерческих условиях кредитор получает доход на ссужаемый капитал в размере 10%. К финансовой помощи относят те займы, кредиты и ссуды, в которых грант-элемент составляет не менее 25%.

 


16.Каковы роль и значение Международного валютного фонда?

   Международный валютный фонд - это межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Его политика и задачи определены хартией, известной как Статья Соглашения. Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:

-   содействие международной валютной кооперации;

-   обеспечение сбалансированного роста международной торговли;

-   содействие стабильности валютных курсов;

-   осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;

-   обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;

-   организация форумов для консультаций и обсуждения проблем развития международной финансовой системы.

Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меняются только формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой финансовой системе. Международный валютный фонд оказывает большое влияние на мировую финансовую систему путем выработки принципов ее функционирования и осуществления контроля за их использованием.

Требования Устава МВФ:

1) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса;

2) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ;.(

3) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;

4) отказ от привязки своих валют к золоту.

     Одной из основных задач МВФ, согласно Статьям Соглашения, является осуществление контроля за экономической политикой его членов. Каждый член обязан сотрудничать с МВФ и другими членами в обеспечен нии стабильности системы валютных курсов и гарантировать выполнение соглашений. Согласно статье 4, одной из обязанностей членов МВФ явля-. ется следование экономической и финансовой политике, способствующей;! экономическому росту в сочетании с разумной стабильностью цен, и избежание манипуляций с валютными курсами, имеющих целью обеспечение надлежащего платежного баланса и достижение нечестных конкурентных преимуществ над другими членами. Члены МВФ также обязаны следовать валютной политике, совместимой с указанными требованиями.

Для решения этих задач предусмотрены следующие меры:,

1) меры многостороннего сотрудничества. Они включают периодические дискуссии о развитии, перспективах и совместных мерах на международных рынках капиталов, а также обзоры о развитии международной финансовой системы, которые представляет Исполнительный директорат на основании докладов и сообщений своих членов;

2) меры двустороннего сотрудничества. Они принимают форму консультаций с отдельными странами-членами, которые происходят ежегодно для большинства из них.

 


17.Как формируются средства МВФ?

     Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответствии с квотами определяются права заимствования и право голоса.

Каждая страна обязана определить:

1) фискального агента - может быть казначейство (министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой уполномоченный орган, который имеет право от лица страны осуществлять все операции (оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет ресурсов фонда) и трансакции (предоставление валютных средств странам из ресурсов фонда), зафиксированные в статьях Соглашения;

2) депозитарий - осуществляет финансовые операции с МВФ. Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки средства, которые держит страна-член в своей валюте, сумму любому бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ, если страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или аналогичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее валютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа со стороны уполномоченного им депозитария.

 

 


18.Какие существуют виды кредитной политики МВФ?

   Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется. Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ:

1) «чистые» резервные транши — осуществляются за счет собственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляют процентные платежи;

2) кредитные линии (транши) - кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты страны (всего 4), и при условиях выполнения стабилизационных программ;

3) специальные кредитные линии - для стран - экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен. Используются для финансирования непредвиденных потерь в результате действия внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей;

4) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран — концессионные кредиты. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФи Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития, служащий основой программы структурных сторон. Срок погашения указанных кредитов - от 5,5 до 10 лет.

 


19.Какие организации входят в Группу Всемирного банка?

    К Всемирному банку причисляют две организации:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - членом может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя вытекающие из этого обязательства. МБРР был создан в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития.

2) Международная ассоциация развития (MAP) - дочерняя структура МБРР. Была создана с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР.

В Группу Всемирного банка входят также на правах ассоциированных членов:

3) Международная финансовая корпорация - первое дочернее общество МБРР. Содействует развитию частно-экономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях. Страны - члены международной финансовой корпорации должны полностью выплачивать подписанную ими долю, что отражает коммерческий характер корпорации. Основная цель организации состоит в соединении усилий международного и частного капиталов, опыта менеджеров для содействия частным инвестициям в менее развитых странах-членах. Международная финансовая корпорация участвует в собственном капитале частных предприятий, содействует сбыту акций и долговых обязательств таких предприятий путем предоставления гарантий. При этом не исключается участие в финансировании частных предприятий государственного капитала как в форме кредитов, так и в форме паев. Финансовая помощь международной финансовой корпорации может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинаций. Международная финансовая корпорация не требует правительственных гарантий, но тщательно анализирует кредитоспособность бенефициаров своих средств. Ссуды, предоставляемые Международной финансовой корпорации, предназначены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капиталов. Большое значение имеют также ссуды в перерабатывающую промышленность, автомобилестроение, химическую промышленность и сферу туризма;

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций. Основная цель этой организации - содействие прямым инвестициям в развивающихся странах путем предоставления гарантий против некоммерческих рисков. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций консультирует правительства развивающихся стран при разработке программ содействия иностранным инвестициям. Источником средств организации является подписанный капитал. Уставом предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте, еще 10% вносят в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке. Для содействия прямым инвестициям в развивающихся странах Многостороннее агентство гарантирования инвестиций может брать на себя гарантии по отношению к инвесторам против некоммерческих рисков, включая совместное страхование и перестрахование. Гарантии распространяются на срок до15 лет, в основном на вновь вводимые предприятия, но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже существующих предприятий, а также приобретение полугосударственных предприятий, подлежащих приватизации;

5) Международный центр урегулирования инвестиционных споров.

Основные цели организаций Группы Всемирного банка следующие:

-   содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов;

-   поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов;

-   стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран - членов.

Структура Группы Всемирного банка построена по регионально-отраслевому признаку. Часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. Кроме того, в отличие от МВФ, региональная структура Группы Всемирного банка более разветвленная и в ее организации более представленный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

 


20.Какова кредитная политика МБРР и MAP?

МБРР и MAP проводят в основном одинаковую политику в отношении отбора проектов для финансирования, предоставляя ссуды и кредиты лишь для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.

МБРР предоставляет средства не в национальной валюте стран-должников, а в девизах (признанные на международном уровне средства платежа). В соответствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, поэтому проверяется прежде всего размер и структура их международных долгов.

Требования MAP более мягкие и предъявляются не столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эффективному использованию предоставляемых средств.

Ссудополучателем может быть правительство либо организация, имеющая правительственную гарантию. Большинство ссуд и кредитов МБРР и MAP имеют «проектный характер», т. е. выделяются под конкретные проекты возрождения и развития, кроме специально оговоренных случаев.

 

 


21.Каким образом классифицируются займы Всемирного банка?

1) Специалисты Всемирного банка следующим образом классифицируют свои займы: особые инвестиционные ссуды. Они предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания;

2) секторальные операции. Представляют собой различные ссуды, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики (транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т.п.) Определение финансируемых объектов в рамках целевых секторов осуществляется правительствами стран-ссудополучателей по критериям, устанавливаемым Всемирным банком. Ссуды предоставляются либо непосредственно правительству, либо организациям, которые определяются правительством и фактически выступают посредниками между ним и конечным ссудополучателем. К секторальным операциям относятся также секторальные займы структурной перестройки, предназначенные для решения общих задач в границах целевых секторов, которые могут возникнуть, например, при смене экономической политики. Часто средства по этим ссудам направляются на финансирование импортных операций;

3) ссуды структурной реорганизации (бюджетозамещающие реабилитационные займы). Они предназначены для помощи странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают ведение широкого спектра мероприятий национального правительства. Критерии для выделения таких ссуд наиболее мягкие. Такого рода ссуды родственны аналогичному финансированию со стороны МВФ мер по преодолению дефицита платежного баланса1.

 


22.Для каких целей создан Банк международных расчетов?

     Банк международных расчетов (БМР) является уникальным институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги. Ключевые задачи БМР заключаются в содействии кооперации центральных банков и создании условий для развития международных финансовых операций. Одной из основных целей кооперации центральных банков всегда было поддержание международной финансовой стабильности. Банк международных расчетов представляет важный форум для международной финансовой кооперации центральных банков, ее регулирования и контроля.

БМР является закрытым акционерным обществом с эмитируемыми в форме акций долями капитала. БМР - банк, долями капитала в котором владеют в основном центральные банки и международные финансовые институты. Значительная доля мировых валютных резервов сосредоточена на депозитах в БМР. Банк действует также как доверенный агент централь-

ных банков в соответствии с различными международными финансовыми соглашениями.

 


23.Каковы функции Европейского центрального банка?

     Европейский центральный банк (ЕЦБ) - начал свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств европейского союза к единой валюте евро. Европейский центральный банк стоит во главе Европейской системы центральных банков, которая включает все 15 центральных банков стран ЕС.

Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются участниками Европейской системы центральных банков с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

    Евросистема — это центральные банки стран, вошедших в зону евро, и ЕЦБ. Европейская система центральных банков управляется тремя органами:

1) совет управляющих - включает членов Правления ЕЦБ и управляющих центральных банков стран зоны евро;

2) правление Европейской системы центральных банков – избирается на восьмилетний срок без права переизбрания. Его члены независимы отрекомендовавших и избравших их стран и правительств. Состоит из:

-  президента;

-  вице-президента;

-  четырех других членов;

3)общий совет — наряду с президентом и вице-президентом включает управляющих всех центральных банков стран ЕС.

Уставный капитал ЕЦБ определяется в 5 млрд евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли стран в ВВП и населения ЕС.

Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. Его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики.

Европейский центральный банк использует следующие основные инструменты кредитно-денежной политики:

1) предусматривается установление текущих целевых значений для основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции;

2) определяется диапазон колебаний основных процентных ставок, в том числе для сближения их по всей зоне евро;

3) устанавливают минимальные резервные требования для коммерческих банков, а также в отношении процентного вознаграждения. В качестве одной из целей данное установление преследует выравнивание уровней процентных ставок в странах Европейской валютной системы;

4)определяется совокупность краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро, вызываемых постоянно действующими механизмами. Они подразделяются:

-  кредитные механизмы - относят предоставление любым центральным банком Евросистемы однодневных кредитов. Соответствующая процентная ставка определяет верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро. Только однодневные кредиты предоставляются центральными банками бесплатно;

-  депозитные механизмы - относят размещение временно свободных денежных средств кредитных институтов в депозиты ЕЦБ сроком на один день. Устанавливаемая по этим депозитам ставка формирует нижнюю границу однодневных межбанковских кредитов рынка евро и является минимальной базовой ставкой в системе процентных ставок ЕЦБ;

5)проводятся операции на открытом рынке, под которыми в Европейской валютной системе подразумевают любые сделки, по которым центральные банки сами выступают равноправными контрагентами на рынке, а не только операции на рынке ценных бумаг.

 


24.В чем заключается кредитная политика Европейского банка реконструкции и развития?

         Основная цель Европейского банка реконструкции и развития

(ЕБРР) заключается в содействии переходу к рыночной экономике и стимулировании развития частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. К приоритетным направлениям деятельности банка относится содействие приватизации, демонополизации и децентрализации, объединению энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, защите окружающей среды.

Устав ЕБРР предусматривает преимущественное направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, укрепление финансовых институтов и правовых систем, развитие инфраструктуры, необходимой для поддержания частного сектора.

Европейский банк реконструкции и развития не предоставляет гарантии под экспортные кредиты и не работает с индивидуальными клиентами. ЕБРР не предоставляет финансирование, если считает, что заявитель может получить средства из других источников на приемлемых условиях. Крупным организациям кредиты обычно предоставляются напрямую, а вот малым и средним предприятиям через посредников.

Кредитные операции подразделяются банком:

1) обычные операции — финансируются за счет основных ресурсов банка (уставный капитал, средства от погашения кредитов банка и проценты, выплачиваемые по ним, заемные средства);

2) специальные операции - финансируются из ресурсов специальных фондов (целевые средства).

Финансирование Европейского банка реконструкции и развития бывает:

1) самостоятельное - осуществляется путем предоставления кредитов, приобретения акций предприятий или выдачи гарантий;

2) совместное — осуществляется через среднесрочные и долгосрочные кредитные линии. Посредниками чаще всего выступают национальные банки и в некоторых случаях правительства. Может осуществляться в различных формах:

- кредиты ЕБРР и других участников синдиката предоставляются в согласованных пропорциях для финансирования одного и того же набора товаров или услуг;

- кредиты ЕБРР и других участников предоставляются для финансирования разных товаров и услуг.

ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах, которые вкладывают средства в средние частные предприятия путем покупки их акций. Он реализует также программы содействия торговле с участием местных финансовых институтов:

-открытие кредитных линий для гарантирования подтверждений аккредитивов, предоставляемых местным банкам;

—прямое финансирование крупных предприятий в виде револьверных

кредитов.

Важную роль в деятельности ЕБРР занимают экологические проекты. Особое внимание уделяется операциям, направленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокращение отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляемый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. Кроме того, ЕБРР способствует принятию и повсеместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов.

 


25.В чем состоят причины и сущность глобализации мировых финансов?

     Основой глобализации мировых финансовых рынков является глобализация производственного процесса, когда внутренний национальный рынок предприятия-резидента потерял для него свое первостепенное значение и фирма больше не ориентируется на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей и на таком уровне, которые были бы характерны для всего мира. Возникает глобальный жизненный цикл продукта, рынки и продукты все больше стандартизируются. Для оценки рыночного успеха используются международные критерии и оценки, которые в основном имеют финансовое выражение.

-  Другой причиной глобализации мировых финансовых рынков является необходимость изыскания финансовых ресурсов для решения глобальных проблем мирового развития: преодоление бедности и отсталости;

-  проблемы мира, разоружения и предотвращения мировой ядерной войны;

-  продовольственная проблема;

-  проблема природных ресурсов (энергетическая и сырьевая);

-  экологическая проблема;

-  демографическая проблема;

-  проблема развития человеческого потенциала и другие.

Еще одна причина глобализации мировых финансовых рынков - финансовая, связанная со способностью каждого финансового агента получать близкую к остальным агентам прибыль на один и тот же финансовый ; актив, в каком бы финансовом институте он ни был размещен.

Глобализация финансовых рынков тесно связана со становлением виртуальной экономики. Кроме того, она связана с универсализацией мировых рынков, т. е. созданием однотипных процедур обращения финансовых инструментов и стандартизацией использующих их финансовых институтов.

Укрепление связей между финансовыми центрами разных стран (финансовая сеть) повлекло:

1)повсеместное присутствие международных финансовых институтов. Это означает усиление давления на правительства отдельных стран, содействуя сокращению вмешательства государства в деятельность на внутреннем рынке и либерализации международных финансовых отношений;

2)международную финансовую интеграцию, т. е. устранение барьеров между внутренним и мировым финансовыми рынками и развитие множественных связей между ними. Финансовый капитал может без ограничения перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок, и наоборот. Финансовые институты основывают филиалы в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования, инвестирования и оказания других финансовых услуг;

3)финансовые инновации, т. е создание:

-   новых финансовых инструментов (евродолларовые и депозитные сертификаты, еврооблигации с нулевым купоном, синдицированные кредиты в евровалюте, валютные свопы и краткосрочные обязательства с изменяющимся процентом);

-   технологических инноваций - ускорили и усилили процесс глобализации. Телекоммуникации помогают банкам привлекать сбережения с депозитных пулов всего мира и направлять средства заемщикам на условиях самого высокого дохода и самых низких затрат.

 

 


26.Какие проблемы ставит международная финансовая интеграция?

   Международная финансовая интеграция ставит новые проблемы: 1) инвесторам может быть сложно получить надежные данные относительно деятельности на международных рынках капитала;

2) интеграция финансовых рынков привела к упрощению начала процедуры обращения финансового ресурса. Финансовым ресурсам трудно своевременно спрогнозировать или обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформулировать корректирующую стратегию;

3) рыночная интеграция может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его деятельностью.

 


27.Что собой представляет институциональная структура финансовой системы?

    Институциональная система - это совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики.

Финансовый сектор экономики в широком понимании:

1)финансовые институты;

2)наблюдательные и контролирующие органы. Основная их задача - поддержание устойчивого функционирования финансовой системы, реализация государственных нормативных актов и непосредственное осуществление контроля за деятельностью финансовых институтов;

3)финансовые союзы - предоставление защиты интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.

Функции финансовых союзов следующие:

-   функция лоббирования интересов. Осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных органах;

-   сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы;

-маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации;

-согласование интересов финансовых институтов в рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и т. д.

Финансовый сектор в узком понимании включает:

1)банковскую систему:

-система центрального банка. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег;

-система коммерческих банков;

2)систему небанковских финансовых посредников. Выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков развитости финансовой системы страны. В группу небанковских финансовых посредников входят:

-  институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);

-  институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании).

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законами или определяемые центральным банком.

В экономике развитых стран традиционно выделяют два основных типа финансовых систем:

1) сегментированную — банкам нельзя выполнять небанковские функции. В сегментированной финансовой системе более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании;

2) универсальную - законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

 


28.Какова структура финансовой системы США?

Государственная финансовая система США состоит из:

-   финансовой системы федерации;

-   финансовой системы штатов;

-   финансовой системы местных органов власти (графства, городские муниципалитеты, сельские, школьные, специальные округа, примерно 83 тысячи).

Решающее место занимает бюджет. В отличие от России и других стран развита система внебюджетных фондов социального и медицинского страхования, Дорожный фонд и другие. Они были консолидированы в 1968 году с федеральным бюджетом. При этом они были выделены в качестве самостоятельных фондов внутри бюджета и перешли только в трастовое управление, которое предполагает использование и расходование средств этих фондов на другие цели. Существуют и другие внебюджетные фонды, их доля около 2% от доходов федерального бюджета. Также в государственные финансы включаются финансы предприятий, финансируемых за счет бюджета.

 


29.Как функционируют фонды в финансовой системе США?

      Широкий спектр расходов финансируется из федеральных и доверительных фондов:

1) федеральные фонды охватывают разные виды фондов

обычные фонды, составляющие большую часть бюджета, пополняются доходами, не предназначенными законом для определенной цели, каковыми являются почти все поступления подоходного налога, а также доходами от обычного заимствования. Счета назначений обычных фондов отражают их расходы. Назначения обычных фондов покрываются совокупно их доходами и не связаны определенно с доходными счетами;

особые фонды состоят из доходных счетов для доходов федерального фонда, предназначенных законом для определения целей и связанных со счетами назначений для расходов целевых доходов;

оборотные фонды государственных предприятий используются для программ, разрешенных законом для ведения сделок предпринимательского характера, прежде всего с обществом, в котором расходы порождают сборы;

внутригосударственные фонды являются оборотными фондами, совершающими сделки предпринимательского образца, прежде всего вместе с государственными ведомствами и между ними;

2) доверительные фонды создаются для учета денежных доходов и расходов государства для достижения определенных целей и выполнения особых программ в соответствии с положениями, определяющими фонд как доверительный или для выполнения условия договора-доверия (таковы доверительные фонды для дарений и пожертвований для определенных целей);

доверительные оборотные фонды — это доверительные фонды, пополняемые сборами, предназначенными законом для выполнения сделок предпринимательского образца.

Значение понятия «доверительные» для федерального бюджета заметно отличается от его значения, используемого в частном секторе, где лицо, пользующееся доверительными средствами, обычно владеет доверительными активами, которыми управляет попечитель, обязанный соблюдать условия договора-доверия. Напротив, федеральное правительство владеет активами большинства федеральных доверительных фондов и может повысить или понизить сборы и выплаты доверительных фондов или изменить цели, для которых используются сборы, путем изменения действующих законов. Не существует особой разницы между доверительным фондом и особым фондом или между доверительным оборотным фондом и оборотным фондом государственного предприятия.

 


30.Из каких этапов состоит бюджетный процесс в США?

     Бюджетная система Правительства США предоставляет возможность Президенту и Конгрессу решать, сколько денег тратить, как их тратить и за счет каких средств осуществлять расходы. Посредством бюджетной системы решается вопрос распределения ресурсов между агентствами федерального правительства. Бюджетная система фокусируется преимущественно на финансовых ресурсах, затрагивая, впрочем, и вопросы занятости в государственном секторе. Решения, принятые в бюджетном процессе, затрагивают страну в целом, Федеральное правительство и правительства штатов, а также каждого гражданина. Многие бюджетные решений США имеют мировое значение. Конгресс и Президент узаконивают бюджетные решения, а развитая бюджетная система проводит эти решения в жизнь.

Бюджетный процесс в США состоит их трех этапов:

-   президентская редакция бюджета;

-   прохождение бюджета через Конгресс;

-   исполнение бюджета.

 


31.Как происходит президентская редакция бюджета?

     Президентская редакция бюджета США состоит из нескольких частей, в которых излагаются финансовые предложения Президента и рекомендуемые приоритеты распределения финансовых ресурсов правительством. Бюджет сосредотачивается на бюджетном году, т. е. на следующем финансовом году, в котором Конгресс должен произвести ассигнования, например, на 2003 г. (финансовый 2003 год в США начнется 1 октября: 2002 г. и закончится 30 сентября 2003 г). Бюджет США покрывает, по крайней мере, четыре следующих за бюджетным года. Это делается с целью отражения долгосрочных эффектов принятых бюджетных решений. Бюджет включает:

-финансы текущего года, чтобы пользователи имели возможность сравнивать бюджетные прогнозы с последними достигнутыми показателями;

-данные последнего завершенного финансового года, чтобы пользователи могли сравнить бюджетные прогнозы с данными учета.

    Президент начинает процесс подготовки проекта бюджета с определения основных направлений бюджетной и фискальной политики, обычно весной каждого года, т. е. за 9 месяцев до передачи бюджета в Конгресс и за 18 месяцев до принятия бюджета в качестве закона. Основываясь на этих общих указаниях, Административно-бюджетное управление (АБУ) работает с федеральными агентствами, устанавливая более конкретные и детализированные направления бюджетной политики, планирования и распределения средств между федеральными агентствами как на бюджетный год, так и на четыре последующих года, и контролируя составление их индивидуальных бюджетов. В процессе составления бюджета Президент, директор АБУ и другие должностные лица в Администрации Президента постоянно обмениваются информацией, предложениями и оценками в отношении курса решений с Секретарями Департаментов и главами других правительственных агентств. Решения, отраженные в ранее принятых бюджетах, включая бюджет текущего финансового года, и реакция на предлагаемый новый бюджет влияют на решения, принимаемые в процессе подготовки нового бюджета. Это касается проектов перспектив развития экономики, подготавливаемых обычно Советом экономических консультантов, АБУ и Департаментом Казначейства. Процесс принятия решений обычно завершается в конце декабря. В это время начинается последний этап разработки детального бюджета и подготовки бюджетной документации. Лица, принимающие решения, должны оценить все последствия принятых экономических и технических предположений. Ставки процента, темпы экономического роста, инфляция, безработица, количество людей, подпадающих под действие различных социальных программ, и множество других факторов могут оказать влияние на расходы и доходы правительства. Закон, регулирующий составление президентского бюджета, указывает, что Президент обязан представить бюджет в Конгресс в первый понедельник января или после него, но не позднее первого понедельника февраля следующего финансового года, который начинается 1 октября. Это дает Конгрессу 8—9 месяцев до начала нового финансового года, чтобы рассмотреть бюджет.

 


32.Как происходит прохождение бюджета через Конгресс?

      Конгресс рассматривает план бюджета, предложенный Президентом, и одобряет, модифицирует или не одобряет его. Конгресс может изменять финансирование фондов, исключать программы или добавлять программы, не заявленные Президентом. Он может вводить и исключать налоги и другие источники поступлений, может вносить прочие изменения, влияющие на объем поступлений. Но Конгресс не принимает бюджет как таковой. В процессе вынесения резолюции он соглашается с общими доходами и расходами, размером дефицита или профицита и лимитами государственного долга. Бюджетная резолюция, кроме того, дает основу, на которой комитеты конгресса подготавливают финансовые законопроекты и прочие документы доходного и расходного законодательства. В каждом году Конгресс обеспечивает управление расходами по конкретным целям посредством отдельных официальных ассигнационных законов (традиционно их тринадцать). Также каждый год он вносит изменения в другие законы, касающиеся доходов и расходов. Определяя ассигнования, Конгресс голосует не непосредственно по уровню расходов, а по бюджетным полномочиям, которые влекут за собой финансовые обязательства, приводящие в свою очередь к определенным расходам.

    Конгресс начинает работу над бюджетом вскоре после получения его от Президента. Закон требует, чтобы каждый постоянный Комитет Палаты и Сената рекомендовал бюджетные рамки и представлял предложения по вопросам, находящимся в сфере его полномочий, Бюджетному комитету соответствующего органа. Затем Бюджетные комитеты приступают к согласованному рассмотрению бюджета. В ходе этого рассмотрения устанавливаются границы совокупных доходов бюджета, бюджетного управления и расходов бюджета, как в целом, так и по функциональным разрядам. Также устанавливаются границы бюджетного дефицита или профицита и долга.

   Финансовые законопроекты принимаются в Палате. Часты и разнога сия по поводу финансовых законопроектов между Палатой и Сената В этом случае формируется двусторонняя комиссия — совещательный комитет. После согласования в совещательном комитете законопроект направляется в оба органа для утверждения. Согласованный и утвержденный законопроект направляется на подпись Президенту, который может либо его одобрить, либо наложить вето. Причем Президент не может наложить вето на часть законопроекта и утвердить какие-то отдельные части.

 

 


33.Как происходит исполнение бюджета США?

    Правительственные агентства не могут тратить больше, чем ассигнует им конгресс, и используют финансирование только по направлениям, указанным в законе. Антидефицитный закон запрещает им тратить самим или обязывать правительство тратить сверх выделенных средств, хотя законодательно предусмотрено подобное полномочие в специальных случаях. Кроме того, закон обязывает Президента распределять бюджетные ресурсы, доступные для большинства агентств исполнительной ветви власти. Президент делегировал это полномочие Административно-бюджетному управлению (АБУ), которое осуществляет распределение по времени и по направлениям деятельности. Агентства могут потребовать от АБУ перераспределения финансирования в течение фискального года для приспособления к изменяющимся обстоятельствам. Такая система обеспечивает способность адекватно финансировать правительственные расходы в течение всего года.

     На этапе исполнения бюджета правительство, как правило, обнаруживает потребность потратить больше средств, чем было ассигновано Конгрессом на данный финансовый год, вследствие обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении бюджета и утверждении ассигнований. В таких обстоятельствах Конгресс может выделить добавочные ассигнования.

   С другой стороны, изменившиеся обстоятельства могут привести к снижению потребности в определенных расходах, на которые Конгресс осуществил ассигнования. Президент не может просто взять и уменьшить расходы по уже выделенным ассигнованиям, но может предложить отсрочку или аннулирование. Отсрочки, или временные приостановления, начинают действовать сразу же и вплоть до отмены их соответствующим актом Конгресса. Президент может приостановить финансирование только с целью создания запасов на непредвиденные случаи, вследствие сокращения потребностей или повышения отдачи от проводимых операций или по иным основаниям, указанным в законе.

   Бюджетные документы предоставляют информацию обо всех федеральных агентствах и программах. Но, поскольку законы, регулирующие фонды социального обеспечения (Трастовые фонды федерального страхования для престарелых, для жертв стихийных бедствий, для лиц, потерявших трудоспособность) и Фонд федеральной почтовой службы, исключают поступления и расходы по данным программам из совокупного бюджета, из расчетов дефицита/профицита, то бюджет представляет собой совокупность сумм on-budget и off-budget. Сумму off-budget составляют операции, не входящие в основной бюджет. On-budget и off-budget вместе образуют консолидированный федеральный бюджет.

 


34.Как формируются доходы федерального бюджета США?

   Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов.

Источниками федеральных доходов являются:

-  налог на доходы физических лиц - дает почти половину всех налогов и составляет почти 10% ВНП;

-  налог на прибыль корпораций - 10% от совокупных доходов (от 1,5 до 2% ВНП);

-  налоги социального страхования - второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть общих поступлений и чуть меньше 7% ВНП;

-  акцизы;

-  налоги на имущество и на дарение;

-  таможенные пошлины.

     Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета по сравнению со сбором налогов. Бюджетное управление Конгресса планирует, что со временем поступления от таможенных пошлин будут расти параллельно с ростом импорта. В течение нескольких следующих лет, однако, их рост будет обуздываться в рамках постепенно вводимого снижения тарифов.

   Крупнейшей составляющей прочих поступлений являются доходы Федеральной резервной системы, которые учитываются в качестве поступлений с момента перевода на счета Казначейства. Эти доходы обусловливаются величиной процентов, полученных по инвестиционным портфелям ценных бумаг, а также прибылью или убытками от операций с иностранной валютой.

   Другой небольшой, но очень важный компонент прочих поступлений -это Universal Service Fund. Получаемые из сферы телекоммуникаций деньги фонда предназначаются на финансирование Интернет-услуг для библиотек и школ в низкодоходных районах и на субсидирование базовых телефонных услуг для районов с высокой стоимостью и низкодоходных домохозяйств.

 


35.Как формируются федеральные расходы?

   Федеральные расходы могут быть разделены на три категории в соответствии с подходом к ним в бюджетном процессе:

1) дискреционные расходы - на оборону, транспорт, национальные парки, международную помощь — составляют примерно треть бюджета. Дискреционные программы контролируются ежегодными ассигнационными законами. Разработчики общей политики решают каждый год, сколько долларов выделить на ту или иную деятельность. Некоторые взносы и прочие сборы, возникающие в процессе ассигнования, классифицируются как компенсирующие поступления, возмещающие дискреционное расходование. Обязательные расходы, которые представляют более 50% федерального бюджета, состоят в подавляющем числе из программ по выплате пособий, таких как Социальное обеспечение, Медицинская помощь для престарелых, Медицинская помощь для неимущих;

2) компенсирующие поступления - различные сборы, которые учитываются как отрицательные бюджетные полномочия и расходы. Они собираются вне ассигнационных процессов. Компенсирующие поступления отличаются от доходов тем, что доходы собираются как проявление верховенства власти правительства, в то время как компенсирующие поступления, как правило, поступают с других счетов правительства или выплачиваются обществом в деловом обороте (например, арендные платежи за право разработки недр);

3) чистый процент, - включает процент, выплачиваемый по ценным бумагам Казначейства, и прочие проценты, уплачиваемые правительством(например, за просроченный долг) за вычетом процентов, получаемых правительством из различных источников (например, с коммерческих банков по налоговым и ссудным счетам). Изменяются эти расходы в зависимости от размера государственного долга, ежегодного бюджетного дефицита или профицита, рыночных процентных ставок.

Структура государственных расходов меняется со временем.

 


36.В чем заключаются особенности финансовой системы США?

    В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского сектора. Выделяются следующие банковские организации США:

1) коммерческие банки - наиболее многочисленная группа, занимает ведущее место на финансовых рынках США. Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление имуществом). Разрешается выполнять сделки с ценными бумагами, также наблюдается тенденция к увеличению долгосрочных кредитов.

Различают два типа института:

-   банки с многочисленными филиалами и отделениями;

-   банки, не имеющие филиальной сети, либо со слаборазвитой сетью;

2)инвестиционные банки обслуживают либо исключительно мелких вкладчиков капитала, либо институциональных. Инвестиционные банки бывают с неограниченной и ограниченной ответственностью членов. Деятельность инвестиционных банков в США распространяется на три сферы:

-   торговля обращающимися ценными бумагами всех видов в качестве брокеров и дилеров;

-   эмиссионная функция в качестве андеррайтеров (лиц, гарантирующих размещение ценных бумаг) для лиц, которые ищут источники капитала;

-   консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т. д.;

3)сберегательные институты. Если сберегательные институты получают разрешение на осуществление своей деятельности на федеральном уровне, то они организованы на кооперативных началах. Если они получают разрешение на уровне штата, то возможна и акционерная форма. В основном их пассивы представлены сберегательными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются предоставлением ипотечных кредитов.

В структуру сберегательных институтов входят:

1)взаимно-сберегательные банки, которые характеризуются шестью основными признаками:

-   разрешение на создание осуществляется на уровне штатов;

-   кооперативный характер;

-   специализация на сберегательной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью;

-   относительно широкие возможности для вложения капитала;

-   являются должниками по отношению к вкладчикам капитала;

-   географическая концентрация (в основном на Северо-Западе США);

2) кредитные союзы (товарищества) - могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне штата;

3) ссудосберегательные ассоциации.

 


37.В чем особенности финансовой системы Великобритании?

     Британские кредитные институты можно разделить на три больших блока:

1) розничные банки - национальные, преимущественно работают с конечной клиентурой (фирмами, частными лицами). В эту группу входят:

-депозитные банки - доминируют в обслуживании частной клиентуры и располагают разветвленной сетью филиалов и отделений. Задачи депозитных банков - осуществление платежного оборота, депозитные и кредитные операции, действуют на международных финансовых рынках;

-сберегательные банки - формируют свои пассивы преимущественно за счет сберегательных вкладов физических лиц. Сберегательные банки имеют самую разветвленную филиальную сеть в Великобритании;

2)оптовые банки - национальные, оперируют преимущественно на межбанковском рынке. В эту группу входят:

-   торговые банки - занимаются широким кругом операций по финансовому обслуживанию и консультированию средних и крупных предприятий. Выступают в качестве инвестиционных банков для пенсионных фондов и страховых компаний, финансируют слияния и приобретения, торгуют акциями и другими ценными бумагами, предоставляют краткосрочные и среднесрочные кредиты. Торговые банки Великобритании играют ведущую роль на евровалютных рынках, а также на рынках срочных контрактов;

-   акцептные дома — предоставляют акцептные кредиты во внешней и внутренней торговле. Суть акцептного кредитования состоит в том, что акцептные дома принимают и оплачивают от лица малоизвестных плательщиков переводные векселя, предъявляемые им за отгруженные товары;

-   эмиссионные дома - банки, основная цель деятельности которых -эмиссия и размещение ценных бумаг на рынке;

3)заграничные банки:

-британские банки за границей;

-заграничные банки в Великобритании: банки Японии, США, Швейцарии и других стран.

В финансовой системе Великобритании действует также специфическая группа финансовых институтов - учетные дома. Они выступают операторами денежного рынка, привлекая свободные краткосрочные денежные средства других финансовых учреждений и ссужая их на короткий период лицам, нуждающимся в ликвидных средствах.

 

 


38.В чем сущность финансовой системы Японии?

     Центральное место в финансовой системе Японии занимает Банк Японии. Помимо него и государственных финансовых институтов в банковскую систему Японии входят:

1) коммерческие банки:

-   городские банки - в основном обслуживают крупные предприятия краткосрочными кредитами и имеют широкую филиальную сеть. Свои ресурсы они формируют за счет крупных вкладчиков;

-   региональные банки - ведут деятельность в определенных регионах, обслуживая в основном мелкие и средние предприятия, коммунальные службы. Пассивы этих банков образуются преимущественно за счет частных лиц;

-иностранные кредитные институты;

2)специализированные кредитные институты:

банки долгосрочного кредитования;

-  инвестиционные дома;

трастовые банки.

3)прочие кредитные институты:

почтовые сберегательные кассы;

кредитные кооперативы;

страховые компании.

    Следует отметить, что в Японии особенно развиты крупные конгломераты банков и предприятий. Во главе этих групп стоит городской банк, объединяя вокруг себя крупные промышленные предприятия. Взаимоотношения между банком и предприятиями строятся на кооперативной основе. Банк предоставляет большинство видов финансовых услуг и выполняет координирующие функции.

  В Японии слабо представлены финансовые институты из других стран, что связано с особенностями японского национального менталитета и, как следствие, с жесткими правилами допуска нерезидентов на национальные рынки. Но при этом японские банки широко представлены на мировых финансовых рынках и создали дочерние структуры во многих странах мира.

  Кроме того, следует отметить высокий уровень концентрации и централизации японской банковской системы, который продолжает повышаться благодаря слияниям крупных банков. В результате этого процесса несколько японских банков входит в десятку крупных кредитных институтов мира.

 


39.Какова современная кредитно-финансовая система Франции?

     В современной кредитно-финансовой системе Франции можно выделить пять категорий институтов:

1) коммерческие банки - осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки и другие. Через свои дочерние структуры осуществляют ипотечное кредитование физических лиц, лизинговое, венчурное финансирование;

2) общества финансирования - им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов. Кроме того, они занимают-

ся управлением портфелями ценных бумаг торговых и промышленных предприятий;

3) кооперативные банки — ведут свою деятельность, в основном, с представителями сельского хозяйства и торговли;

4) сберегательные кассы - функционируют как «неприбыльные» организации;

5)специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства.

   Для банковской системы Франции в целом в последние годы характерен тренд к диверсификации, особенно на новых финансовых рынках. Широкое распространение получил процесс образования холдинговых структур. Большую роль во Франции играют промышленные департаменты, через которые осуществляется управление портфелями ценных бумаг небанковских холдинговых структур.

 

 


40.Какая финансовая система присуща Германии?

   Основное место в финансовой системе Германии занимают универсальные банки. Именно они характеризуют финансовую систему Германии как универсальную. К универсальным банкам относят следующие группы институтов:

1) коммерческие банки - нацелены на максимизацию прибыли;

2) кооперативные кредитные институты - ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений;

3)общественно-правовые кредитные институты, среди которых выделяют:

-   сберегательные кассы - обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банки;

-   жироцентрали (центральные кредитные институты сберегательных касс).

Жироцентрали осуществляют межрегиональный платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и другие функции.

 


41.Чем характеризуются финансовые системы развивающихся стран?

  Финансовые системы развивающихся стран характеризуются большим разнообразием в силу их многочисленности и по причине значительной дифференциации уровней их экономического и финансового развития. Создаются финансовые системы по определенной схеме: сначала создается эффективная денежная система, состояние которой не препятствует развитию производства и не может вызвать кризисы, затем на ее базе - эффективная и мощная кредитная система и уже потом эффективные и мощные финансовые рынки. После этого при наличии достаточно сильной валюты национальная система перераспределения финансовых ресурсов в рамках национальных границ превращается в фактор, имеющий значение для международных финансов. При особо благоприятных условиях - воснову мировой финансовой системы.

   На формирование и использование финансовых ресурсов влияют мотивы сбережения: возрастная структура населения, рост доходов, относительная оценка богатства, пенсионное обеспечение, страхование и т. д. Процесс сбережения в большинстве развивающихся стран происходит в среде, которая существенно отличается от среды в индустриальных странах. Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредитных операций формального сектора.

   На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние другие факторы, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, дохода на душу населения.

   Формирование сбережений общественного сектора в развивающихся странах также имеет свои особенности. Во многих развивающихся странах в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов.

  


42.Что представляет собой валюта?

   Существуют мировые (международные), региональные и национальные валютные системы, представляющие собой свод правил, регламентирующих денежные операции. Любая валюта представляет собой совокупность определенных элементов, включающую:

-форму общих денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);

-   условия конвертируемости и взаимной конвертируемости валют;

-   режим определения валютного курса;

-   правила получения и использования общих кредитных средств;

-   правила проведения взаимных расчетов;

-   режим функционирования рынка золота и драгоценных металлов;

-   статус института валютного регулирования;

-   объем валютных ограничений.

В зависимости от режима использования валюты подразделяются:

-   полностью обратимые (в законодательстве стран отсутствуют возможные ограничения);

-   частично обратимые (в законодательстве стран сохраняются определенные валютные ограничения, особенно для резидентов);

необратимые (в странах действуют различные ограничения и запреты как для резидентов, так и для нерезидентов). Важнейшим компонентом мировой валютной системы является международный валютный рынок - внебиржевой рынок, объединяющий национальные валютные рынки, соединенные между собой посредством системы международных банковских связей.

 


43.Какие существуют валютные ограничения?

  Важнейшим элементом любой валютной системы является совокупность валютных операций:

-   ограничение конвертируемости национальной валюты (использование валютной выручки и приобретение иностранной валюты);

-   ограничение прямых и портфельных инвестиций (ввоз, вывоз капитала и репатриация прибыли);

-   условия обращения наличной национальной и иностранной валюты(ввоз, вывоз, перевод, пересылка);

-   условия получения кредитов от нерезидентов и выдача кредитов нерезидентам;

-   ограничение на проведение операций с золотом и драгоценными металлами.

Валютные ограничения, являясь одним из инструментов валютной политики, выполняют свои функции через лицензирование, дифференциацию счетов, временной и количественный контроль.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика