Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Д

Д

ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) (конец 5—1-я половина 6 в.) — армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон. Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в области астрономии и математики, выступал против скептицизма и релятивизма. Рассматривая философию поочередно как науку о сущем, науку о божественных и человеческих вещах, как размышления о смерти, “подражание богу, совершаемое в меру сил человеческих”, как искусство искусств и науку наук и как любовь к мудрости, Д. А. считал ее целью освобождение души из “темницы” тела, достижение духовного совершенства. Соч.: “Определения философии”, “Анализ “Введения” Порфирия” и др.

ДАВЫДОВ Иван Иванович (1794— 1863) — рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Московский ун-т, где и преподавал в 1822—47. В ранний период деятельности эклектически сочетал идеи сенсуализма и шеллингианского идеализма, что нашло отражение в его “Начальных основаниях логики...” (1819—20); шеллингианско-идеалистической была и его “Вступительная речь о возможности философии как науки” (1826). В статье “Возможна ли у нас германская философия” (1841) Д. критиковал справа философию Гегеля и давал славянофильское (Славянофилы) истолкование идеи национальной самобытности рус. философского развития.

ДАЙ ЧЖЕНЬ (1723—77)—кит. философ-материалист. Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух осн. понятий неоконфуцианской натурфилософии — идеального ли и материального ци, Д. Ч. заявлял, что ци первично, а ли вторично. Мир находится в постоянном процессе становления и развития. Движение он объяснял взаимодействием противоположных сил: положительного ян и отрицательного инь (Инь и ян). Их действие вечно, неуничтожимо и неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены естественной необходимости. Признавая основой познания ощущения, Д. Ч. отрицал существование “врожденного” знания, говорил о необходимости опытной проверки общих выводов. В своих общественно-политических взглядах высказал положение о том, что освобождение народа зависит от развития просвещения и нравственного самоусовершенствования личности.

Д’АЛАМБЕР Жан Лерон (1717— 83) — один из представителей фр. Просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро. Осн. соч.—”Элементы философии” (1759).

ДАЛЬТОН Джон (1766—1844) — англ. химик и физик. Открытия Д. способствовали превращению атомистики из натурфилософской догадки в естественнонаучную теорию, укрепляли позиции материализма в естествознании. Энгельс назвал Д. отцом совр. химии.

ДАО — одна из важнейших категорий в кит. классической философии. Первоначально Д. означало “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “Д.” было применено в философии для обозначения “пути” природы, ее закономерности. Вместе с тем Д. приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие “этическая норма” (даодэ). В мышлении Д. означает “логику”, “резон”, “аргумент” (дао-ли). Содержание понятия “Д.” изменялось вместе с развитием кит. философии. У философов-материалистов (Лаоцзы, Сюньцзы, Ван Чун и др.) Д. рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность. У идеалистов Д. трактуется как “идеальное начало”, “истинное небытие” (Ван Би и др.), как “божественный путь” (Дун Чжуншу и др.).

ДАОСИЗМ — учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником Д. считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древ-некит. философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью; в эпоху Тан (7—9 вв.) был канонизирован как святой. Его осн. идеи изложены в книге “Дао дэ цзин”. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному “пути”— дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования. Д. выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к традициям общинной жизни. Видными сторонниками Д. были Ян Чжу. Инь Вэнь, Чжуанцзы, жившие в 4—3 вв. до н. э. Соблюдение естественных законов (дао) жизни” согласно Ян Чжу, позволяет человеку “сохранить свою природу в целости”, а по словам Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Последний считал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц — цзин ци, к-рые приходят и уходят в зависимости от “чистоты” или “засоренности” нашего органа мышления (синь). Чжуанцзы назвал мышление “зеркалом неба и земли”. В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории “недеяния”, ставшей одним из идейных источников формирования религии Д. на рубеже н. э. (философию Д. следует отличать от Д. как вероучения).

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809— 82) — англ. естествоиспытатель, создатель научной эволюционной теории. Обобщив данные совр. ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия (1831—36), пришел к выводу об эволюционном развитии живой природы в результате естественного отбора. В работе “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благо-приятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859) изложил осн. положения своей теории. В книге “Прирученные животные и возделываемые растения” (1868) Д. объяснил возникновение домашних животных и культурных растений путем искусственного отбора. В труде “Происхождение человека и половой отбор” (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождению человека от животных предков. Однако социальные причины, определившие выделение человека из животного мира,— роль труда, общественного сознания не были вскрыты Д. Учение Д. получило признание в результате длительной и острой борьбы с противниками теории эволюции, клерикалами и идеалистами. Теория Д. принадлежит к числу выдающихся естественнонаучных открытий 19 в., послуживших одной из естественнонаучных предпосылок возникновения диалектического материализма. В совр. условиях теория Д., сохраняя свое общеметодологическое и мировоззренческое значение в целом, развивается и модифицируется под влиянием фактического и теоретического материала генетики (молекулярной и популяционнои), биокибернетики и др. дисциплин.

ДАЯНАНДА Мульшанкар (псевдоним — Сарасвати) (1824—83) — инд. философ-идеалист, религиозный реформатор. В 1875 основал в Бомбее “Арья самадж” (об-во ариев), ставящее своей целью “возврат к ведам”, возрождение древн. религии ариев. Д. выступал против идолопоклонства, многобожия, засилья жрецов, суеверий, ретроградных обычаев и т. д., стремясь “очистить” индуизм от средневековых наслоений. Религиозное реформаторство сочеталось у Д. с просветительскими идеями. Защищая необходимость всеобщего естественнонаучного образования, он в то же время пытался представить ре-. зультаты науки в виде развития положений вед. В философии Д. выступал как последователь двайтаведанты Мадхвы, пытаясь на основе положений последней “примирить” все 6 “ортодоксальных” философских систем древности. Высказывался за независимое национальное развитие Индии.

ДВИЖЕНИЕ важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д.— это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. обр., Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах (Формы движения материи). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Теория относительности (Относительности теория) указывает, что с увеличением скорости Д. происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направлению Д. линейные размеры, замедляется ритм процессов в телах. При околосветовых скоростях электроны и др. частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению Д. (т. наз. “светящийся” электрон). Всякое Д. включает в себя взаимодействие различных форм Д. и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Д. материи выступает как процесс взаимодействия (“борьбы”) различных противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений,, причину смены конкретных качественных состояний. Так, электромагнитное, гравитационное и ядерное Д. основано на единстве противоположных процессов излучения и поглощения микрообъектами квантов электромагнитного, гравитационного и ядерного полей, химическое Д. включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов; жизненные процессы основаны на единстве ассимиляции и диссимиляции веществ, возбуждения и торможения нервных клеток и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в конечном счете к возникновению звезд, галактик и др. форм материи. Д. охватывает также и все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденции изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условии. Формы развития материи могут быть весьма многообразными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм движения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с развитием Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам системы.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА — существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, к политическому насилию, усматривают их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных или иррациональных силах, в механической комбинации различных факторов. Классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных Д. с. в развитии об-ва по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К Д. с. р. о. относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные — на материально-экономические, социальные, политические и духовные, объективные и субъективные.


 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...
Яндекс.Метрика