Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Е

Е

ЕВГЕНИКА (греч. eugenes—породистый) — учение о целях, средствах, путях и условиях достижения высшего качества наследственности человека. Ее задачи и принципы впервые были разработаны англ. биологом Ф. Галь-тоном в книге “Наследственность таланта, его законы и последствия” (1869). Сам термин “Е.” был предложен им в 1883. Независимо от Гальтона осн. идеи Е. были высказаны в систематической форме рус. медиком В. М. Флоринским в книге “Усовершенствование и вырождение человеческого рода” (1886). Е. как учение о наследственном здоровье человека функционально делится на негативную Е., к-рая ставит цель бороться с наследственными болезнями, и позитивную Е., направленную на улучшение наследственных свойств " человека. Структурно в Е. различают естественнонаучную основу (законы генетики) и идеологическую надстройку (философ-ско-социологическую концепцию человека). Через последнюю в Е. реализуются либо гуманные цели прогрессивных ученых, либо зачастую различные реакционные взгляды в форме расизма, фашизма, геноцида. Дифференциация и расчленение целостного, комплексного подхода Е. на отдельные задачи привели к образованию таких наук, как генетика человека, медицинская генетика, генетическая инженерия и др. Что же касается задач позитивной Е., то они, вероятно, могут быть решены лишь в далекой перспективе на основе концепции реального гуманизма, при наличии высокой социально-нравственной ответственности ученых.

ЕВКЛИД (4 — начало 3 в. до н.э.)— древнегреч. математик, автор знаменитых “Начал”, в к-рых систематически, согласно аксиоматическому методу. изложена геометрия древних и их теория чисел. Е. принадлежит знаменитый постулат (пятый) о параллельных, к-рый логически равносилен утверждению: на плоскости через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, не пересекающую данную. Геометрия, основанная на этом постулате, получила название евклидовой. Попытки доказательства пятого постулата привели в 19 в. к открытию неевклидовых геометрий (Лобачевский). Е. испытывал сильное влияние философии Платона и Аристотеля. “Начала” Е. служили образцом дедуктивной науки. Геометрия Е. была основой нек-рых философских выводов о природе пространства и представлений о реальном пространстве. В частности, Кант, утверждая априорность (Априори) пространства, ссылался на геометрию Е. Открытие неевклидовых геометрий показало беспочвенность признания априорности понятия пространства.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ в философии и культуре — концепция, согласно к-рой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе. Истоки Е. можно видеть в противопоставлении греко-римской цивилизации “варварам”. В средние вв. Е. был присущ идеологии католицизма, рассмат ривающей Рим и папство в качеств* духовного центра земли. Раннебуржуаз-ный Е. также имел религиозную подоплеку и зачастую маскировал колониа-листские устремления капиталистических стран Европы. Идеи Е. были свойственны философии Гегеля, представлившего Прусскую империю воплощением свободы и истинной культуры, взглядам фр. историка Ж. Мишле, игнорировавшего неевропейскую культуру, и др. Определенное преломление идеи Е. получили в теориях Шпенглера и Тойнби, отрицающих преемственность и возможность связей между автономными культурами. Своеобразной реакцией на эту концепцию были востоко-центризм, утверждающий заимствованный, нетворческий характер европейской культуры, теория негритюда: о превосходстве ценностей негритянской культуры и т. п. Передовые мыслители Европы, начиная с просветителей, критически относились к Е., выдвигали идеи о единой общечеловеческой и культурной истории. Продолжая в вопросе об общекультурном прогрессе линию Монтескье, Вольтера, Гердера, Гёте и др., Маркс и Энгельс отметили, что “плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограничен -ность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература” (Т. 4. С. 428). Это положение является методологической основой критики как Е., так и др. концепций культурной исключительности отдельных народов или регионов.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ — философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто Е. Однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединять их в определенные классы. Общие черты,.. присущие нек-рым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как О. Др., обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как В. Решение вопроса о соотношении Е., о. и в. в сознании и в объективном мире, особенно проблема соотношения общих понятий и единичных реальных объектов, к-рые обозначаются такими понятиями, вызывало большие трудности в истории философии. При наивно-наглядном представлении об объективном аналоге В. в мышлении как о сходном, повторяющемся в мире явлений еще не ставится вопрос об источниках, причине этого сходства, как и вопрос о том, в какой мере В. в понятиях отражает реально существующие характеристики бытия, а в какой коренится в особенностях познавательного процесса. Такой позиции придерживались древнегреч. материалисты. Так, Фалес основу всех вещей, В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит — в атомах. Понимание В. как объективного свойственно и большинству идеалистов этого периода, но В. у них отрывается от материальной действительности и превращается в особый мир идеальных сущностей (Платон). Аристотель не считал В. особой сущностью, отделенной от Е., от объектов реального мира. В. для него — это прежде всего абстракции, используемые человеческим разумом, но одновременно и сущность единичных объектов, цель, ради к-рой существуют последние (здесь Аристотель близок к платоновской трактовке В.). Учение Аристотеля стало базой для враждующих течений номинализма и реализма (Реализм средневековый). Опытная наука нового времени, развивавшаяся в борьбе против богословия и схоластики, породила протест против идеалистической трактовки В. Выражая эту. тенденцию, Локк понимает В. только как абстрактное, словесное выражение сходства явлений. Такое толкование согласовывалось с практикой тогдашнего естествознания, особенно с попытками классификации явлений. Дальнейшее развитие теоретической науки демонстрирует односторонность лок-ковского понимания В. Критику такого понимания предпринимают Кант и в особенности Гегель, к-рыи различает “абстрактно В.” как фиксированное в словах тождество явлений (их простое сходство) и подлинное, “конкретно В.”, понимаемое, как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. В то же время подлинно В., по Гегелю, предстает как нечто духовное — идея, понятие. В марксизме категории Е., о и в. рассматриваются как средство отражения объективных связей бытия. “Форма всеобщности в природе,— пишет Энгельс,— это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное” (Т. 20. С. 548— 549). Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий Е., о. и в., материалистическая диалектика говорит, что В. воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е. не существует без В., а последнее без Е., что в известных условиях Е. не только связано с В., но и переходит в него. Объективная связь явлений, существующая независимо от нашего знания о ней, вместе с тем находит свое выражение в языке и формах исследования объектов, поскольку они формируются в ходе практической, материальной деятельности в объективном мире и несут на себе черты этого мира. Теоретический анализ и реконструкция с помощью понятий этих связей имеют огромное значение для практики, к-рая, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием всеобщих законов, действующих в этих объектах как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Так, в ходе мирового общественного развития необходимо выявлять всеобщие закономерности этого процесса и те особенности в отдельных странах, к-рые определяются спецификой их исторического развития, их экономики и культуры.


 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...
Яндекс.Метрика