Ж
ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в “снятом” виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для к-рой характерно наличие процессов обмена веществ, роста, развития и размножения. Известен ряд концепций происхождения и сущности Ж., выдвинутых биологами и философами. С позиций креа-циониэма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения все более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате “катаклиз-мов”). Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной “жизненной силы” (нем. биолог Г. Дриш), “жизненного порыва” (Бергсон); аналогичные идеи высказывались представителями эмерджент-ной эволюции и холизма. К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза С. Арре-ниуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К. Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи. Согласно данным совр. науки, в результате соединения возникших абиотическим путем аминокислот образовалась материальная система, состоящая из двух подсистем — управляющей и управляемой (ядра клетки и цитоплазмы). В ядре клетки содержатся молекулы нуклеиновой кислоты ДНК, каждая из к-рых состоит из двух цепочек атомов, связанных друг с другом четырьмя основаниями, составляющими алфавит информационного (генетического) кода; порядок расположения этих оснований определяет последовательность всех процессов жизнедеятельности организма. Прежде всего это — обмен веществ с окружающей средой, в ходе к-рого организм как открытая система получает извне вещества, служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост и развитие, а также образование дочерних организмов в процессе размножения, и снабжающие его энергией. Т. обр., биосистемы постоянно находятся в состоянии динамического равновесия на биологическом уровне организации материи. Среди материалистических теорий, предназначенных для объяснения механизма развития органического мира, важнейшими являются: учение Ж.-Б. Ламарка (Неоламаркизм) об упражнении и неупражнении органов как источнике новых признаков организмов, приобретаемых ими в процессе индивидуальной жизни и якобы наследуемых, и теория естественного отбора Дарвина. Согласно совр. генетике, воздействия внешней среды (космические лучи, изменения температуры и т. п.) вызывают ненаправленные изменения генетического кода (мутации). Последние приводят к возникновению качественно новых организмов, к-рые с необходимостью подвергаются действию естественного отбора: лишь приспособленные к условиям внешней среды организмы выживают и оставляют потомство, дающее начало новым биологическим видам. Разветвление генеалогического древа (имеющего три осн. ветви, соответствующие простейшим организмам, растениям и животным) свидетельствует об отсутствии однозначной предопределенности в развитии органического мира. Поиски проявлений жизни на др. небесных телах Солнечной системы до сих пор не увенчались успехом. Решение вопроса о том, является ли существующая на Земле жизнь уникальной, требует экспериментального исследования и не может быть получено умозрительным путем.
ЖОЛИО-КЮРИ Фредерик (1900— 58) — фр. физик, коммунист, председатель Всемирного Совета Мира (1951— 58), член Парижской академии наук, иностранный член АН СССР (1947). С именем Ж.-К. связаны важнейшие экспериментальные исследования в новой области физических явлений — микромире. Ж.-К. открыл (совместно с И. Кюри) явление искусственной радиоактивности, исследовал превращения электронно-позитронных пар, в связи с открытием нейтрона одним из первых указал на возможность деления ядер атомов и практического использования атомной энергии. Был сторонником диалектического материализма. Жизнь и деятельность Ж.-К. подтверждают важность овладения передовой философской методологией, к-рая способствует научным достижениям и осознанию социальной ответственности ученого.
ЖОФФРУА СЕНТ - ИЛЕР Этьен (1772—1844) — фр. зоолог-эволюционист, разрабатывая классификацию животного мира, пришел к заключению о наличии общих черт в строении всех позвоночных. Отсюда сделал вывод о “единстве плана строения” всех животных. Выступая в защиту идеи об изменчивости организмов, Ж. С.-И. в качестве единственной ее причины ошибочно считал влияние различных внешних условий на развитие зародышей. Идеи Ж. С.-И. сыграли большую роль в подготовке эволюционной теории.
|